Газета выходит с октября 1917 года Thursday 28 марта 2024

Купол над «Невской ратушей» будет доступен всем

Корреспонденты «ВП» побывали в Смольном-2, куда через год должны переехать 24 комитета городской администрации

В 2017 году структура работы городских властей должна в корне измениться. 24 комитета, которые не находятся непосредственно в Смольном, должны будут покинуть свои обжитые и расположенные в разных точках огромного исторического центра Петербурга дома и переехать в одно большое административное здание на Новгородской улице — один из бизнес-центров делового квартала «Невская ратуша», которые сейчас строит инвестор, компания «ВТБ-девелопмент». Освободившиеся особняки город планирует продать, а вырученные средства предполагается потратить на компенсацию затрат на строительство Смольного-2. «Невская ратуша» должна стать не только рабочим местом для тысяч человек, но и новым общественным пространством для горожан и гостей города. И речь не только о новой городской площади с фонтаном. Обещают, что обычным гражданам в качестве смотровой площадки будет доступен и возвышающийся над «Невской ратушей» стеклянный купол. Корреспонденты «ВП» побывали в будущей святая святых и узнали, как там все будет устроено.

Стеклянная «капсула» — переговорная

В куполе «Невской ратуши»

Новая доминанта района

Территория в глубине квартала, ограниченного Суворовским проспектом, Кирочной улицей и Синопской набережной, когда-то была промышленной. Вдоль Невы стояли фабрики и заводы, в Дегтярном переулке был трампарк. Жили в этом микрорайоне в основном те, кто работал на этих предприятиях. Потом все позакрывалось, промзоны опустели, и классический рабочий квартал стал трущобами. Несмотря на близость Смольного и шумных магистралей. Ветхие дома, разбитые временем и техникой улицы... В девяностые и нулевые риелторы пачками расселяли там коммуналки, но коммунальный дух так и не изжили. Позже пришли инвесторы. Они строили одиночные бизнес-центры или жилые дома, но депрессивная зона так и осталась депрессивной. И вот во времена правления Валентины Матвиенко был придуман «паровоз», который должен вытянуть район, вычеркнуть его из списка петербургских трущоб, — проект «Невская ратуша».

Он должен превратить территории бывшей Рождественской части города в административно-деловой центр Петербурга — семь бизнес-центров, 4-звездный отель и здание городской администрации, которое является доминантой этого квартала. Как архитектурно, поскольку его венчает стеклянный купол, поднимающийся над городом на высоту 12-го этажа, так и функционально: в 2017-м туда должны переехать 24 разбросанных сейчас по городу комитета.

Это новая городская площадь. Она будет самой большой в Петербурге

Мы не будем обсуждать профессиональные достижения авторов «Невской ратуши» — архитекторов Сергея Чобана и Евгения Герасимова. Многие эксперты, кстати, хвалят их новопетербургский стиль. Проект уже практически реализован, и в нем ничего не изменится. Мы интересовались урбанистической составляющей, которая предполагает оценку перспектив развития территории. А это, собственно, несколько основных вопросов: что за люди там будут, что они будут делать и чем заниматься, удобно ли всем этим будет пользоваться, принесет ли объект пользу городу, горожанам?

Великое переселение чиновников

Корреспондентов «ВП» у КПП на углу Дегтярного переулка и Новгородской улицы встретила руководитель проекта «Невская ратуша» Ирина Анисимова и пригласила на стройплощадку — административное здание построено на 80 процентов, сейчас идут в основном отделочные работы.

— Мы закончим объект к концу 2015 года, потом уже городские власти берут год на то, чтобы провести и организовать всю инфраструктуру, необходимую для работы комитетов, — пояснила наш экскурсовод.

Въезд в подземный паркинг

В общем, большое переселение чиновников должно начаться в конце 2016 года. 24 комитета! Поместятся ли все в одном здании? Ирина Анисимова привела цифры. Площадь 200 тысяч квадратных метров. Рабочие помещения рассчитаны на 3000 сотрудников, в подземном двухэтажном паркинге места для 578 автомобилей. Само здание — это трапеция на 8 этажей, внутри которой круглая башня на 10 этажей, еще на два этажа на башне возвышается стеклянный купол. Два входа. Главный будет с Новгородской улицы. Еще один напротив — со стороны площади. Первые два этажа — большой атриум, который окружают зоны приема комитетов и, соответственно, зоны ожидания приема. Там же две столовые — одна для служащих, другая для посетителей.

После второго этажа башня уже конструктивно отделяется от трапеции, а над столовыми получается крыша, соединяющая пространство между башней и трапецией. По проекту крыша задумана эксплуатируемой. Правда, что там будет — скверик для отдыха или курилка, решать тем службам Смольного, которые отвечают за подготовку здания к переезду.

Снизу до купола поднимается большой стеклянный лифт. У него три остановки. Первая, собственно, на первом этаже, вторая — на уровне 3-го этажа. Там внутренний купол, пространство, которое строители обозвали ТВ-студией. К телевидению оно отношения не имеет, но предполагается, что там удобно будет проводить пресс-конференции и брифинги. Третья остановка — уже на уровне 11-го этажа на обзорной площадке под куполом.

Купол откроют для всех желающих

Как рассказала Ирина Анисимова, доступ в этот купол должен быть свободным:

— Любой желающий, кто придет в «Невскую ратушу», сможет на лифте подняться в этот купол, посмотреть на город, сделать фотографии. Купол, кстати, уникальный не только для Петербурга. Не уверена, что в каких-то других городах России такие есть. Он собран из стеклопакетов, изогнутых в двух плоскостях. По куполу проложены кабели для обогрева, чтобы растапливать снег, а на стекло нанесено специальное напыление, чтобы не оседала грязь.

Пол с подогревом на первом этаже

Кроме центрального лифта в здании еще 26 лифтов, которые находятся уже в зоне контролируемого доступа — это зоны комитетов, они начинаются с 3-го этажа, занимая 6 этажей в трапеции и 8 этажей в башне. Одинаковые кабинеты расположены по внутреннему и внешнему периметрам трапеции и внешнему — башни. Практически все — коридоры, кабинеты, холлы — будет мало друг от друга отличаться. Даже в отделке. Кстати, в рамках реализации программы импортозамещения испанскую и итальянскую плитки заменили на продукцию российских компаний. Предполагается, что и интерьеры будут заказывать у одного производителя. В общем, все без излишеств.

Идея хороша, осталось воплотить…

У нас остались еще вопросы, касающиеся дорог, транспорта и некоторого окружения в виде неказистых фасадов домов в Дегтярном переулке и пустующего полуразрушенного производственного здания напротив главного входа в Смольный-2.

Но, как пояснила Ирина Анисимова, это все — уже зоны ответственности города.

По словам местных жителей, к развалинам промзоны на Новгородскую приезжают официальные делегации — что-то решают.

Похоже, «Невская ратуша» и правда может вытянуть за собой депрессивный район. Но как это будет сделано?

Например, стало известно, что на близлежащих улочках изменят схему движения — появятся односторонние, где надо — будут поставлены светофоры. Дороги отремонтируют. Правда, есть опасения, что чиновники, как всегда, опоздают. Например, стало известно, что над проектом ремонта Дегтярного переулка, который весь во вздыбленной старой брусчатке, из которой порой торчат старые трамвайные рельсы, работа еще только началась. А зная расторопность чиновников и время, которое уходит на разного рода согласования и конкурсы, возможно, новый, с иголочки Смольный-2 к своему открытию так и останется зажат между узкими неровными мостовыми.

Что касается урбанистики... Идея замечательная — регенерация депрессивного района, сокращение чиновничьей логистики, поскольку все комитеты будут в одном месте, появление нового общественного пространства. Но все зависит от того, как она будет реализована строителями и администрацией Смольного.

Не случится ли там столпотворения автотранспорта тысяч сотрудников не только Смольного-2, но и семи бизнес-центров? Ведь на подземных паркингах всего комплекса — 2,5 тысячи машино-мест, а в одном Смольном-2 только будут работать как минимум 3000 человек, а еще ведь и посетители, и клиенты. Важен даже вопрос, смогут ли поместиться в лифт все желающие забраться на купол. Но все это станет окончательно ясно, когда начнется эксплуатация здания.

↑ Наверх