Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

«Кусочек души в конверте…»

170 лет назад, в 1842 году, была выпущена первая рождественская открытка

«Возьмешь кусочек души, положишь его в конверт и бросишь в другую душу — ждущую, мятущуюся…» — написала однажды Тэффи.

Написала еще до революции. А сейчас «кусочки души» приходят с мелодичным звуком «блямц-блямц», возвещающим о новой SMS. Бывают, конечно, очень душевные. Бывают даже такие, которые хотелось бы хранить, чтобы перечитывать в старости. Но память даже самого продвинутого мобильника имеет предел.

То ли дело раньше! Когда люди еще посылали друг другу к праздникам настоящие открытки. В каждой семье, наверное, сохранились эти красочные кусочки картона с поздравлениями, с пожеланиями здоровья, счастья и мира во всем мире.

С Рождеством в СССР не поздравляли.

Сердце сердцу весть подает

В России первые рождественские открытки были выпущены в 1898 году Петербургским попечительским комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия. Это была серия из десяти открыток, выполненных по акварельным рисункам блистательных петербург­ских художников, входивших в объединение «Мир искусства». И хотя на открытках не было надписи «С Рождеством Христовым!», по замыслу издателей и по сюжетам они были рождественскими. Серия начиналась с открытки «Сердце сердцу весть подает».

В те времена в России поздравительные открытки ласково называли поздравишками.

На рождественских открытках изображались не только традиционные символы — вертеп, ангелы, Вифлеемская звезда, зимние пейзажи и семейные сценки, но и важные события того времени, а время было тревожное. Так, даже Первая мировая война нашла свое отражение на кусочках картона.

Картинки петербургской художницы Татьяны Зозули

«По шапке деда Мороза, ангела — по зубам!» 

После революции, понятно, стало не до поздравишек. Из обихода исчезло не только Рождество, но и Новый год, который большевики считали буржуазным пережитком и называли пьяным, обжорным праздником (доля истины в этом утверждении, пожалуй, есть). Как писал поэт Александр Введенский: «Только тот, кто друг попов, / Елку праздновать готов». Еще радикальнее высказался Семен Кирсанов в стихотворении «Рождество», напечатанном в 1928 году в газете «Комсомольская правда»: «Праздновать рождество — значит праздновать рабство с невежеством!.. Елки сухая розга маячит в глазища нам, по шапке деда Мороза, ангела — по зубам!»

Новогодние открытки появились вновь в конце 30-х годов, после реабилитации Нового года.

А массовый выпуск советских поздравительных открыток начинается с 1953 года, после смерти Сталина. Советский Дед Мороз не тусовался со своей Снегурочкой без дела, а строил БАМ, покорял космос, работал на ЭВМ…

 

  •  С датой появления первой рождественской открытки на свет связана некоторая путаница. В одних источниках указывается 9 декабря 1842 года. В других сообщается, что первую рождественскую открытку создал английский художник Добсон в 1794 году. На карточке, которую он подарил своему другу, были изображены зимний пейзаж и семейная сценка возле елки. Собственно говоря, этот сюжет до сих пор остается лидирующим в рождественских открытках. Путаница объясняется просто. Открытка, созданная Добсоном, была вручена получателю лично в руки. А открытка, заказанная неким Коулом художнику Хорсли в конце 1842 года, была отправлена по почте!
  •  Есть историки, полагающие, что прототипом рождественских открыток следует считать гравюры и литографии на эту тему, которые были распространены в Средние века. Прообразом рождественских открыток также можно считать и визитные карточки, появившиеся в Париже уже в середине XVIII века.

 

Китайцы присвоили себе и Новый год

7 января 1991 года Россия впервые после революции вновь отметила на государственном уровне православное Рождество Христово. Но даже после перестройки и отказа от антирелигиозной пропаганды рождественские открытки возродились далеко не сразу. Воспитанные в духе атеизма бывшие советские граждане массово увлеклись астрологией. Знаки зодиака появились на поздравительных открытках (и остаются на многих из них до сих пор). Мало этого. В последние годы Россию обуяла «чинамания». В моду вошла традиция украшать открытки изображением одного из 12 животных Будды, под знаком которого пройдет следующий год по китайскому календарю. В канун Нового года многочисленные СМИ наперебой рассказывают о том, как именно и в чем именно нужно встречать праздник, чтобы умилостивить зверя. Получается, что китайцы не только наводнили Россию некачественной одеждой, обувью, бытовыми приборами, но и постепенно навязывают нам свои традиции.

А если не «шинуазри» на новый лад, то сусальная католическая традиция — ангелочки и сердечки, густо усыпанные блестками.

Ни в коем случае не дарите к Рождеству открытки с готовыми текстами, какими бы забавными они вам ни казались. Потрудитесь написать каждому человеку, которого вы хотите поздравить, даже если это не друг детства, а всего лишь деловой партнер, несколько слов от себя лично.

А уж ради тех, кто дорог по-настоящему, можно разориться на авторскую, художественную открытку. Такую, например, как публикуемые здесь открытки, выполненные петербургской художницей Татьяной Зозулей.

В поговорке «Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь» на самом деле мало правды.

Валерия Деянова, научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга, куратор выставки «Новогодние истории».

— 3 декабря в Петропавловской крепости, в Иоанновском равелине, открылась наша выставка, и часть ее как раз посвящена новогодним и рождественским открыткам. Вообще надо заметить, что Музей истории города обладает совершенно уникальным фондом открыток. Их там около миллиона. А на выставке представлено 460 экземпляров. Мы представили подборку открыток с 80-х годов XIX века — по 70-е годы XX века.

— А среди дореволюционных есть и рождественские, и новогодние?
— Да, конечно, это разные типы открыток. Хотя и на новогодних могла присутствовать какая-то рождественская символика.

— А когда вообще появились у нас рождественские открытки?
— Примерно с середины XIX века. Вообще это была германская традиция. Существовали целые издательства, которые занимались почтовыми открытками. Они же производили открытки на экспорт, в том числе и для Российской империи. Там, правда, бывали изображены совершенно нехарактерные для России образы: например, у нас есть открытка «С Новым Годом!» — а на ней нарисована свинка с деньгами. Чисто западноевропейская традиция. Бывали нарисованы гномы — это уже скандинавские мотивы.

Открытки бывали не только напечатанными типографским способом: это и расписанные вручную фотографии, и хромолитографии.

Размеры тоже были непривычными нам: не стандартные 15 на 20 сантиметров — а вдвое меньше.

— А дореволюционные рождественские открытки в принципе выглядят так же, как сегодня? Зимний пейзаж, Дед Мороз, подарки?..
— До революции, между прочим, очень часто на открытках изображался не Дед Мороз со Снегурочкой, а Святочный Дед, Рождественский Дед или Рождественский Ангел: именно они приносили подарки. Или есть изображение, где Дед приходит не с подарками, а с розгами за поясом. Мальчик плачет: он плохо себя вел весь год, и вот что получилось.

— Когда выходили последние рождественские открытки?
— У нас последние экземпляры датированы 1918 годом.

— И потом сразу появились советские новогодние?
— Нет, после прихода новой власти довольно долго не появлялось открыток. Видимо, было не до них. В канун 1936 года состоялась первая новогодняя Елка в Кремле, на которую пришел Дед Мороз со Снегурочкой. Примерно тогда возвращаются и открытки. Но только новогодние, а не рождественские.

— Не могло быть такого, чтобы сохранялись какие-то дореволюционные открыточные мотивы? Чтобы рождественских ангелочков, грубо говоря, заменили пионерами?
— С таким мы не встречались. Но рождественская многоконечная Вифлеемская звезда отчетливо узнается в советской красной пятиконечной звезде. Или у нас есть советская открытка, на которой Дед Мороз несет на руках младенца — символ Нового года. Чем не отзвук Рождества?

В советское время поздравляли не с Рождеством, а с Новым годом

Дмитрий Крицкий, филокартист:
— Сначала, в XIX веке, вместо рождественских открыток были картинки, рисовавшиеся в альбом. Были художники, специализировавшиеся на этой теме.

Самая ранняя из рождественских открыток у меня — конца XIX века. Она из Риги. Мне оттуда их присылали родственники. А последние открытки религиозного типа в моей коллекции датированы 1916 годом. Потом был большой перерыв, и следующие уже — 34-го года. Они, конечно, уже были в совершенно другой стилистике выполнены и в другом качестве. В советское время открытки выходили миллионными тиражами, но, конечно, похуже выполненные. А дореволюционные — высокого качества, но их выпускали совсем понемногу, по тысяче экземпляров.

Сейчас я не очень занимаюсь открытками, распродал почти всю свою коллекцию. Для этого занятия нужен хороший доход. А когда нет дохода, то и интерес пропадает.

 

Фото предоставлены Государственным музеем истории религии
↑ Наверх