Газета выходит с октября 1917 года Thursday 23 января 2025

Лед, лайм, дыня, экскурсия…

В городе на Неве жаркая пора. И в прямом, и в переносном смысле. Палящее солнце. И горячий сезон для представителей множества профессий — от мороженщика до капитана прогулочного катера

Корреспондент «Вечёрки» прошелся по центральным улицам Петербурга, и посмотрел — кто и как проводит свой рабочий день?


1. Людмила Алексеевна, продает на табуреточке на Садовой улице книги из домашней библиотеки:

— Да, продаю книжки. Дома зачем мне уже они? Все прочитаны. А внук не читает. Сегодня у меня, видите, — «Пушкин на юге», Юрий Тынянов, Степан Разин. Прошу по 20 рублей за книжку. Покупают. Иногда просто люди останавливаются, поговорить. Выхожу ближе к обеду и до самого вечера. Все лучше, чем дома в духоте сидеть. Периодически сама книги, пока сижу, перечитываю — беру первую попавшуюся. Сегодня, например, это Генрих Волков — «Тебя, как первую любовь…».

2. Тхурам из Пакистана, занимается реализацией женских тапочек:

— Сезон, тапочки продаю. Многие смотрят и уходят, ничего не берут. Жарко, но мы в тени, под аркой. Работа как работа, но иногда скучно. А я люблю, когда весело.

3. Лена и Настя, сотрудницы «Службы ангелов»:

— Мы помогаем иностранцам сориентироваться в городе и отвечаем на их вопросы. Работаем по семь часов в день. Эту службу городской комитет по туризму организовал. Кстати, она единственная в России — в других городах ничего подобного нет. Всего в Петербурге девять точек. Самая бойкая — у Гостиного двора. У Эрмитажа и памятника Петру, где мы раньше стояли, меньше обращаются. Спрашивают: «Какие у вас есть музеи?», «Как проехать в Петергоф?», «Где можно купить яйца Фаберже?» В час человек 5 — 10 подходят. Хотелось бы больше, чтобы без дела не стоять.

4. Вадим, продавец картин на Невском проспекте:

— Сам я не рисую, просто продавец. Художник приносит работы, я реализую, он получает комиссию. Я в этом деле 20 лет. Образование имею среднетехническое, но пришел сюда в 94-м и с тех пор здесь. Раньше больше покупали, в 90-е вообще бум был. Сейчас все меньше и меньше. Почему? Не могу сказать. Может быть, салонов больше стало. А цены у нас низкие — лет пять точно не поднимаем.

5. Дила, в 2000 году приехала из Таджикистана, торгует на Апраксином рынке:

— Продаю очки, зонтики. У меня свои постоянные покупатели есть. Очень люблю свою работу. Сейчас, правда, поток меньше. Раньше купишь чай, а покупатели все подходят и подходят, оглянешься, а чай остыл! И Петербург люблю. Домой в Душанбе приеду, неделя-другая, а уже сюда тянет.

6. Никита, экскурсионный менеджер:

— Я в одиннадцатый класс перешел. Решил подработать летом, чтобы на карманные расходы. Работа с девяти утра до трех часов дня. Предлагаю экскурсии — Стрельна, Пушкин, Выборг, у нас все есть. Молодежь «Ночной Петербург» любит. Те, кто постарше, — пригороды. Оплата не почасовая, а сколько сам заработаешь. Все от тебя зависит. Я в день в среднем 10 клиентов нахожу — это прилично. А кем быть хочу? Думаю, что-то связанное с информатикой.

7. Майа родом из солнечного Узбекистана, продавец фруктов и ягод:

— Я среди дынь, арбузов выросла — сколько сама вырастила! Спелый арбуз — его по звуку чувствуешь, — он глухой, как бочка. Дыня «торпеда» — сезонная, скоро ее уже на прилавках не увидишь. Если поспела — значит, должна быть оранжевая! А «колхозница» — в тонкую сеточку, смело бери. Через несколько недель подойдет еще одна — инжирная дыня — сладкая, как мед, самая вкусная!

8. Яков, капитан экскурсионного катера:

— Я пять лет катер вожу. Никаких мореходок не заканчивал. Просто выучился, и все — это как автомобиль научиться водить! В день по 12 часов ходим. Непрерывный график. Но — интересно, не устаешь. Город красивый. Свежий воздух. Плюс постоянное общение, новые знакомства.

9. Ирина, продавец сувениров у Михайловского сада:

— У меня тут магнитики, кружки, шапки, матрешки. Я, кстати, и сама очень люблю всякие сувенирчики. Я на лингвиста учусь в Москве. Приехала в Петербург к родным и решила подработать, попрактиковать язык. Неделю стажировалась. Сегодня первый день работаю самостоятельно. График — с 8.30 и до самого вечера. Хочется побольше общения с иностранцами.

10. Роман, художник-портретист, рисует у Спаса-на-Крови:

— В Петербург я приехал два года назад из Подмосковья. С окончательным местом работы пока не определился — это не так просто. Для художника важно творческое раскрепощение, реализация собственных идей. А с наемным трудом это не всегда получается. Отсюда конфликт. Рисование портретов — подработка. В день делаю в среднем 10 портретов, на это уходит 3 — 4 часа. Что важно, когда рисуешь лицо человека? Скопировать. И постараться разобраться, что за человек перед тобой, какие он чаще всего испытывает эмоции. Когда поймешь — общая задача упрощается.

11. Аня, поступила в Петербургский музыкальный техникум имени Мусоргского, играет на скрипке возле Русского музея:

— Играю не долго — по часу, иначе руки устают. Я сама из Иванова. Окончила 7 лет музыкальной школы. Не думала, что свяжу свое будущее с музыкой, но когда встал вопрос, куда поступать, — поняла — только это! В Петербурге поступила в училище, и меня сразу приняли на 4-й курс. Мест в общежитии не хватает. И мне, видимо, придется снимать квартиру — приходится подрабатывть. Люблю Моцарта — все оперы. И Баха — сонаты и партитуры. Есть в этой музыке стремление к чему-то высшему.

12. Артем, прораб на стройке:

— Реконструируем историческое здание. А старинные здания — это всегда особая история! Сразу видишь, какой строгий подход был у строителей к делу. Иногда разбираешь перекрытия такого дома, а они как новые! Только ближе к кровле, где контакт с водой, портятся. Работа интересная, важная — сам что-то созидаешь. Главное, чтобы работники были толковые, башковитые!

13. Венера из Казахстана, продавец мороженого возле Петропавловской крепости:

— Сама во время рабочего дня тоже ем мороженое, а как же! Три-четыре пачки в день. Максимум. Иначе уже перебор, не хочется. А жары этой я не чувствую. У нас в это время в Казахстане 48 — 50 градусов, ну что это — 28 — 30? Один дедушка ко мне ходит, покупает всегда 4 стаканчика со смородиной, я ему стульчик освобождаю, он садится, съедает, общаемся. В работе для меня главное — общение. У меня даже поговорка есть — «Если ни с кем не общаюсь — у меня язык к небу присыхать начинает».

14. Степа, продавец безалкогольного мохито на Невском проспекте:

— Понимаешь, у нас только особых парней набирают. Раскрепощенных, таких, как я. Иначе тебе здесь делать нечего. А сам я риелтором работаю — работа тоже не для скромных. Освежающий мохито! Хочешь, чтобы клиенты были, — привлекай, зазывай, общайся. Покупают в основном девушки. Рецепт классический — лед, лайм, мята. А график? Все зависит от погоды. Чем жарче — тем дольше.

15. Родион, предлагает сфотографироваться с зеленой мартышкой по имени Максим и енотами Митей и Тимофеем:

— Это мои домашние питомцы. Я с животными вообще с детства дружу: раньше держал кошек, собак, игуану, сову. С енотами и мартышкой работаю три года. В день — два-три-четыре часа. Через каждый час уношу животных отдохнуть, покормить, умыть. Для меня это не работа даже, а так, прогулка. Дарю праздник. И себя радую. Видите, как людям нравится? Деньги не главное для меня.

↑ Наверх