Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

«Легкие» города требуют лечения

Петербургу не хватает зеленых зон, а те, что есть, — страдают от мусора и вандалов

Петербург трудно назвать зеленым городом. На одного жителя у нас приходится не больше 15,5 квадратного метра флоры, тогда как москвичам досталось по 18,6, а ньюйоркцам — аж по 23,1. Казалось бы, если у тебя чего-то нужного мало, это малое нужно беречь, холить и лелеять. Но на практике получается иначе. Многие городские сады и парки — неухоженные и грязные.

Таврический сад — любимое место прогулок жителей окрестных кварталов. Туристов здесь немного.


Неухоженность зеленых зон особенно наглядна летом. В жаркие дни каждый уголок, где есть растительность, посетители осаждают в круглосуточном режиме, а наибольшая нагрузка приходится на выходные. 

— Окна моей квартиры выходят на знаменитый Яблоневый сад, — рассказала корреспонденту «ВП» жительница Белградской улицы Ирина Федорова, — в ближнем Купчине таких зеленых зон больше нет, и все приходят сюда. Вдоль главной аллеи сада — много урн, воскресными вечерами из каждой букетами торчат пустые бутылки. Возле многих «мусорок» кучами свалены пакеты, из которых выпадают куски еды, — в урнах места не хватило, а донести после пикника мешки с отходами до дворового контейнера людям в голову не приходит. Возле скамеек — россыпи пустых бутылок и банок из-под пива, а травы не видно под ковром окурков. В понедельник приходят уборщики, становится чисто. После уборки сад отдыхает от мусора до следующих выходных.

Каждое лето похожие истории происходят в большинстве городских скверов и парков.

— Проблема в том, что нам не хватает денег и сил, — пожаловались «Вечёрке» в городском комитете по благоустройству. — На содержание зеленых насаждений, расчистку дорожек, закупку материалов, посадку саженцев, полив растений нужны большие средства. А наш годовой бюджет — всего два миллиарда рублей. Это примерно пятая часть от того, что нужно, чтобы все было хорошо. Несмотря на это, на территориях, за которые мы отвечаем, нет проблем замусоренности. Да, кое-где сломаны заборы и нужно менять скамейки, ведь со временем все ветшает, а взять и разом все износившееся заменить — денег нет.

В числе зеленых территорий в ведении комитета по благоустройству — восемь крупных городских парков. Это Сосновка, Муринский, Удельный, Приморский и Московский парки Победы, Екатерингоф, Южно-Приморский, парк 300-летия Петербурга. Еще часть, в том числе Летний сад, относится к федеральным объектам. Ряд парков, а также внутриквартальные сады и скверы содержат районные администрации и муниципалы. 

В теплое время года мусор из парковых зон нужно вывозить чаще.

Как часто бывает, у семи нянек — дитя без глазу.

— Мы с ребенком с улицы Пестеля ездим гулять в любимый Таврический сад, — рассказала жительница Центрального района Марина Николаева. — Летний сад — ближе, но теперь это скорее туристический объект, чем место для прогулок горожан. А в Таврическом просторно, каждый год высаживают цветы, исправно чистят дорожки. Но вот состояние водоемов — это что-то страшное. Они затянуты тиной, в воде плавают пустые бутылки, окурки, коробки и банки, тут же купаются собаки, а бывает — и люди.

— Таврический сад — «наш», — подтвердили в комитете по благоустройству, — но за содержание водоемов отвечает городской комитет по природопользованию. Мы убираем береговую полосу, а водоемы просто даже не имеем права трогать.

В Петербурге один из самых зеленых районов — Приморский. В старой части района, примыкающей к станции метро «Черная речка», почти в каждом дворе есть маленький садик, скверик — своя зона отдыха. Вышел из подъезда — и ты уже на природе.

— В основном жители очень трепетно относятся к таким зеленым уголкам, — отмечает глава администрации МО «Черная речка» Александр Потякин, — сильно мусорят только возле метро. Но больше всего вреда зеленым насаждениям причиняют автомобилисты. Каждый считает своим долгом припарковаться на газоне, здесь же моют свои грязные машины, самовольно ставят столбики и цепочки, портят дворы!

— Парковка на газонах — это общегородская беда, — согласны в комитете по благоустройству. — Она убивает большой слой плодородной почвы, его приходится восстанавливать, а это дорого. Убирать мусор — тоже очень дорого, а граждане как специально сорят, да еще и воруют — срезают тюльпаны, выкапывают кусты, крадут ящики с цветами. Представляете, какие нужны деньги, чтобы все это раз за разом восстанавливать?

По мнению директора Центра экспертиз ЭКОМ Александра Карпова, у города не хватает денег, чтобы содержать зеленые насаждения в порядке, не из-за нехватки средств, а из-за их неэффективного расходования.

— Если площадь зеленых насаждений сосчитана и тут затраты можно проверить, то расходы на уличное озеленение — практически невозможно, — считает эксперт.

По его мнению, привычку кивать на невоспитанность горожан, которые мусорят в парках и скверах и воруют цветы, город­ским чиновникам тоже пора забыть.

— Власти не могут наладить эффективную работу, а пеняют на людей, — аргументирует Александр Карпов. — Почему не заказывать урны вместительнее, не ставить больше мусоросборников? Почему не убирать в выходные парки не один, а три раза в день? Чиновники не имеют права жаловаться, что горожане замусоривают и не берегут природу. Власти сами виноваты — они не сумели наладить взаимодействие с жителями, — резюмирует Александр Карпов.

— Знаете, а по мне, так и сейчас все хорошо — лишь бы хуже не стало, — считает Марина Николаева. — Ну не очень чисто в парках — и что? Главное, чтобы они были, чтобы существующие сохранились. Чтобы Таврический сад не превратили в еще один Летний и было где с детьми гулять. А мусор — это ничего. Потерпим.

Фото Татьяны Пожидаевой и Сергея Крюкова
↑ Наверх