Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Легко ли 78-летнему инвалиду жить в семиметровой кухне?

Семье Еропкиных чиновники только обещают улучшение жилищных условий

Инвалиду по зрению Валентине Федоровне Еропкиной приходится жить на кухне однокомнатной квартиры. В комнате живет многодетная семья ее внучки. Многодетной семье квартиру все обещают…

Корреспондентов «ВП» уже не удивишь тем, что пожилые люди, в том числе инвалиды и ветераны, вынуждены снимать комнату в деревенском домике без удобств, скитаться по знакомым, жить на кухне. Таким людям о достойной старости приходится только мечтать. Вот и 78-летняя Валентина Федоровна Еропкина, инвалид по зрению, проживающая в однокомнатной квартире на проспекте Большевиков в Невском районе, на самом деле проживает на маленькой,  7 квадратных метров, кухне этой квартиры. А если быть совсем точными — в уголке кухни. Больше деваться ей некуда. В комнате живет семья внучки Виктории: сама внучка, ее муж и трое несовершеннолетних детей. Семья уже давно ждет получения квартиры. Но когда точно многодетная семья ее получит — неизвестно. За помощью Валентина Федоровна обратилась в «Общественную приемную Балтийской медиа-группы». 

«Место жительства» Валентины Федоровны — диванчик-уголок возле кухонного стола. В дневное время диванчик собран. На ночь раскладывается (при этом часть кухонной мебели приходится выносить в коридор) и становится постелью для 78-летнего больного человека.

А днем пожилому человеку прилечь вообще негде

Самый обычный дом, самая обычная однокомнатная квартира — с символическим коридором и маленькой кухней. Валентина Федоровна показывает мне свое «место жительства» — диванчик-уголок возле кухонного стола. В дневное время диванчик собран и служит диванчиком для семьи. На ночь раскладывается (при этом часть кухонной мебели приходится выносить в коридор) и становится постелью для 78-летнего больного человека. Днем прилечь Валентине Федоровне негде. 

В небольшой комнате стоит двухъярусная кровать (которую занимают одиннадцатилетний школьник и его четырехлетний брат). Поскольку я пришла днем,  оба брата были на занятиях. Один — в школе, второй — в детском саду. Рядом кроватка самого младшего брата — Тимура, которому нет и годика. Впритык к детской кроватке стоит супружеская. Все. Свободного места, разумеется, не остается. 

— Старшему нашему, Денису, негде уроки делать. Не говоря уже о том, что все-таки школьник должен иметь если не свою отдельную комнату, то хотя бы свой уголок, свое личное пространство. У нас же предоставить Денису такие условия нет никакой возможности, — поясняет Валентина Федоровна. 

Одиннадцатилетний школьник не может пригласить домой и своих друзей: некуда. В общем, молодое поколение мешает поколению старшему, и наоборот. И никак эту ситуацию пока что не разрешить. 

На улучшение жилищных условий ставили еще в 1982 году

История о том, как семья была в очереди на улучшение жилищных условий, весьма витиевата. Менялись обстоятельства, оформлялись новые документы, однако дело с места не сдвинулось.

Виктория Путятина, внучка Валентины Федоровны, родилась в 1981 году. Она с рождения проживала (и была, разумеется, там же прописана) в однокомнатной кооперативной квартире вместе с матерью и дедушкой. Квартира также находилась в Невском районе. И вот в 1982 году семью поставили на очередь по улучшению жилищных условий. Затем дедушка переехал в другую квартиру, купленную на собственные деньги. И семью с очереди сняли. Затем мать Виктории вышла замуж, родила сына. Снова поставили на очередь. 

Шли годы. Дети выросли. У Виктории родился первый сын. Тогда ее мать, заняв деньги где только можно, купила комнату в многонаселенной коммунальной квартире в Центральном районе.

— Это была жуткая коммуналка. Восемнадцать комнат, тридцать пять жильцов. На всех один туалет и одна ванна. Там было очень тяжело жить, — вспоминает Виктория.  

Отдать деньги, занятые на покупку комнаты, семья не смогла. Пришлось расстаться с комнатой. К тому времени у Виктории было уже двое детей. 

Деваться семье было некуда. В однокомнатной кооперативной квартире проживала мать Виктории со взрослым сыном. Молодую семью приютила бабушка — Валентина Федоровна. 

В 2010 году семью Виктории снова поставили на очередь — в Центральном районе. 

Сразу сказали, что придется ждать долго. Хотели стать участниками программы «Молодежи — доступное жилье», но и там  очередь на долгие годы. 

В мае 2013 года у Виктории родился третий сын. Это событие дало семье статус многодетной. Однако чиновники сразу предупредили: как многодетным им положена квартира в расчете на четверых (Виктория и трое детей), муж Виктории права на улучшение жилищных условий не имеет, поскольку у него не преодолен «ценз оседлости». Он живет в Петербурге 7 лет, а не 10. 

— Обещали дать им трехкомнатную квартиру в 2014 году. Но пока это обещание только на словах. Когда я обратилась в администрацию Центрального района с просьбой выдать документ, что они включены в план на получение квартиры на 2014 год, мне сказали писать запрос. Ответа пока не получили. Нам непонятно, когда именно будет получена квартира. Поэтому боимся: вдруг опять что-то произойдет, — уточняет Валентина Федоровна. — Мы с 1982 года так ничего и не получили. Нас то снимали с очереди, то вновь на нее ставили. А когда я обратилась в жилищный комитет, мне сказали, что и не все те, кому было обещано дать трехкомнатные квартиры в 2013 году, смогли их получить. Потому что трехкомнатных выделяется не так уж много. С квартирами с большим числом комнат проблем с получением меньше.

— Мы спросили: может, нам тогда дадут четырехкомнатную квартиру? Мы бы за дополнительную комнату отдали сертификат по материнскому капиталу, но нам сказали, что этого делать тоже нельзя. Поэтому ждем именно трехкомнатную квартиру, — добавляет Виктория. 

Маленький Тимур сидит на руках у Виктории и всем доволен. Пока. Пока ему не нужен стол, чтобы делать уроки, не нужно личное пространство. Но это временно.

— Мы все устали жить в таких условиях. Мне тоже нужен покой, тишина в доме. Но что же делать? Моей любимой внучке и ее семье больше негде жить, кроме как у меня, — вздыхает Валентина Федоровна.

↑ Наверх