Газета выходит с октября 1917 года Saturday 11 января 2025

«Легко мне не было. Да и не надо»

Отмечает 75-летний юбилей выдающийся артист театра и кино, народный артист РСФСР, Алексей Петренко

Его иногда называют «Микеланджело российского кино». Действительно, артист обладает такими мощными темпераментом и харизмой, что ему даже не надо завоевывать зрителей — они покоряются ему без боя. 

Да что там зрители! Когда в 2009 году на церемонии вручения премии «Золотой орел» Петренко шутил, пел и плясал на сцене, голливудская кинодива Фэй Данауэй пришла в восторг и высказала желание «сниматься вместе с этим артистом».

Но это не значит, что и в жизни, и в карьере Алексею Петренко все доставалось так же легко, играючи, как всепоглощающая зрительская любовь. Даже в Харьковский театральный институт ему пришлось сдавать экзамены трижды. «По специальным предметам у меня было сверхотлично. Я провалился на диктанте по русскому. Ошибок напорол столько! А второй раз провалился на украинском сочинении. На третий раз нашелся педагог, который сказал: «Как хотите, хоть сами исправляйте ему эти ошибки — ставьте проходную оценку. Я хочу, чтобы он был у меня в классе». Это был Трофим Карпович Ольховский. А если бы я в третий раз не поступил, то в армию бы попал! Меня бы обязательно на четыре года во флот взяли. Может быть, эти четыре года тоже на пользу бы пошли», — с юмором рассказывал о своем поступлении Алексей Васильевич в одном из интервью нашей газете. 

Артист снялся более чем в 70 кино- и телефильмах. Сыграл Петра Первого («Сказ про то, как царь Петр арапа женил», 1976) и Карла Первого («Мушкетеры двадцать лет спустя», 1992), Подколесина («Женитьба», 1977), Кнурова («Жестокий романс», 1984), генерала Иволгина («Идиот», 2003), в нескольких фильмах играл Сталина… Один из самых ярких образов, созданных актером, — «святой черт» Григорий Распутин в фильме Элема Климова «Агония» (1974). Эта роль, в которой он, казалось, вышел за пределы возможного, стоила ему инфаркта. 

В недавнем интервью нашей газете, отвечая на вопрос, трудно ли было работать над ролью мистического старца, Алексей Васильевич сказал: «Легких ролей просто не бывает, в особенности это касается  исторических, глубоких драм, к которым «Агония», несомненно, относится. Поэтому легко мне не было, да и не надо».

Что до личности Распутина, по мнению артиста, «еще не пришло время, чтобы его объективно оценить»: «Бесспорно, это была очень крупная, скажу даже больше — божественная личность. И мы сейчас находимся лишь в самом начале пути, ведущего к осознанию его роли в истории нашей страны». 

Читатели и редакция «Вечернего Петербурга» поздравляют Алексея Васильевича с 75-летием, желают ему здоровья и творческого вдохновения.

↑ Наверх