Легкорельс от Пулкова хотят заменить аэроэкспрессом
Корреспондент «ВП» разбирался в плюсах и минусах трамвайного и железнодорожного сообщения от аэропорта
Очередной проект лоббируют в Петербурге ОАО «РЖД» и ООО «Аэроэкспресс» — строительство аэроэкспресса от аэропорта Пулково до Балтийского вокзала. Вместо линии легкорельсового транспорта (ЛРТ) от Пулкова до станции метро «Купчино». О возможном начале строительства железнодорожного сообщения уже в 2015 году журналистам сообщил губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Специалисты взывают к разуму чиновников: просят не заменять ЛРТ на аэроэкспресс. Под ЛРТ зарезервирована земля, есть подготовленный и рассчитанный в соответствии с пассажиропотоком проект. Аэроэкспресс надо готовить по новой: искать коридор, выкупать землю, если занята, с нуля готовить проект, плюс стоимость проезда вряд ли привлечет пассажиров — 340 рублей в один конец на одного, если брать пример московских линий. То есть вдвоем уже можно ехать на такси до дома.
В 2018 году Петербург будет принимать несколько матчей чемпионата мира по футболу. К этому сроку должен быть решен вопрос с удобным и экономичным транспортным сообщением между Пулковом и городом. Напомним, еще до строительства нового терминала власти были атакованы инвесторами четырех проектов: аэроэкспресс, ЛРТ, метро и поезд на магнитной подушке (маглев). Но пока в правительстве Матвиенко оценивали плюсы и минусы, аэропорт уже построили. А пришедший градоначальником Георгий Полтавченко заморозил все четыре.
Метро — самый удобный вид транспорта, но его отмели сразу же: оно в пять-шесть раз дороже всех остальных проектов. От маглева отказались, потому что новый вид транспорта вызывал много опасений: а вдруг что-то не получится. А поезда, каким, собственно, и является аэроэкспресс (приставка «аэро» ориентирует клиентов на то, что это железная дорога, соединяющая аэропорты с городами), и трамваи, чем, собственно, и является ЛРТ, мы умеем строить уже давно.
И вот неделю назад комитет по инвестициям объявил об актуализации старого проекта ЛРТ для того, чтобы к 2018 году наладить наконец сообщение между аэропортом и городом. Но буквально через несколько дней Георгий Полтавченко рассказал журналистам, что между Пулковом и Балтийским вокзалом пойдет аэроэкспресс. И что о создании нового сообщения власти Петербурга достигли договоренности с ОАО «РЖД» и ООО «Аэроэкс-пресс».
Специалисты из профильного ведомства пояснили корреспонденту «ВП», что двух видов транспорта в Пулкове создавать не надо. Одного ЛРТ или одного аэроэкспресса достаточно.
Смольный, говоря о договоренностях с ОАО «РЖД», клюнул на сумму средств, которые через эту компанию готово выделить городу Министерство транспорта. По словам губернатора, от города требуется построить второй наклонный ход на станции метро «Балтийская» (он предполагается у здания бывшего Варшавского вокзала), а также благоустроить территорию. Остальное будут финансировать «Аэроэкспресс», ОАО «РЖД» и «инвестор, который работает с аэропортом». Проект оценивается примерно в 14 млрд. рублей.
У ЛРТ тоже есть инвестор, но потребуются вложения и от города. Сейчас комитет по инвестициям актуализирует проектную документацию, разработанную в 2011 году. Изменения не критичны — переброс линии от станции метро «Московская» к станциям «Звездная» и «Купчино». Между Пулковом и «Купчино» предполагается семь остановок: собственно сам аэропорт, Пулковское шоссе, Шереметьевская улица, 5-й Предпортовый проезд, «Звездная», проспект Космонавтов и «Купчино». Общая протяженность линии легкорельса составит около 11 километров. Трамвай будет двигаться по линии со скоростью 50 км/ч, и время поездки от аэропорта до станции «Купчино» не превысит 20 минут. На строительство ветки предполагается потратить около трех лет, после чего инвестор получит право на эксплуатацию объекта. Общая стоимость строительства линии ЛРТ в базовых ценах 2013 года составит около
15,3 млрд. рублей. Количество вагонов и интервал движения рассчитывается исходя из пассажиропотока Пулкова — 17 млн. сейчас и 35 млн. в 2040 году.
Почему проект ЛРТ уже разработан? Потому что два года назад Смольный отмел идею аэроэкспресса из-за его дороговизны. В Москве одна поездка стоит 340 рублей. И понятно, что платить такие деньги за то, чтобы с чемоданами ехать до метро, а потом платить еще и за метро мало кто будет. Но Смольный подкупило новое предложение инвесторов — построить на Балтийском вокзале мини-авиатерминал, где пассажиры внутренних рейсов могли бы сдавать багаж и регистрироваться на рейсы.
У профильных специалистов этот бонус вызывает скептические оценки: стоимость все равно высокая, нет земли, нет проекта, а 2018 год уже на носу. С другой стороны, эксперты защищают ЛРТ. Трамвай — легкий транспорт, соответственно линию для него строить проще и быстрее, да и цена за билет должна быть меньше, чем в аэроэкспрессе. Потом эту трамвайную линию от Купчина и Пулкова можно будет развивать на юг: в Колпино, в Пушкин, к новым станциям метро «Южная» и «Юго-Западная» (продолжение красной ветки).
В общем, транспортники предлагают властям подумать, прежде чем принимать решение.