«Ленфильм» борется за «золотую коллекцию»
Госфильмофонд отказался передавать киностудии права на легендарные фильмы
В «золотую коллекцию» входит около ста фильмов, снятых на «Ленфильме» от основания студии до 1992 года, — те, что постоянно используются на телеканалах и относятся к мировой сокровищнице кино. Это «Гамлет» Григория Козинцева, «Шерлок Холмс» Игоря Масленникова, «Завещание профессора Доуэля» Леонида Менакера, «Золушка» Надежды Кошеверовой и многие другие шедевры.
В июне «Ленфильм» обратился в правительство с просьбой оказать помощь в возвращении прав на «золотую коллекцию»: доходы от показа коллекции должны были стать существенным источником финансирования для реконструирующейся студии. «Ленфильм» поддержали народный артист СССР Олег Басилашвили, кинорежиссеры Александр Сокуров и Алексей Герман, продюсер Сергей Сельянов, сценарист Светлана Кармалита и другие кинематографисты.
Правительство переадресовало запрос «Ленфильма» в Министерство культуры, а то направило его в Госфильмофонд, который владеет правами на коллекцию. Но Госфильмофонд в просьбе киностудии отказал.
Директор Госфильмофонда Николай Бородачев написал письмо министру культуры РФ Владимиру Мединскому, в котором пояснил позицию своего учреждения. По его словам, «Ленфильм», будучи открытым акционерным обществом, не является правопреемником одноименной советской киностудии и «не несет никакой ответственности перед народом или государством за материальное и нематериальное использование своих активов». Поэтому, считает директор, передача коллекции «Ленфильму» «противоречит государственным интересам».
Фактически ОАО «Ленфильм» принадлежит Росимуществу — то есть такой же государственной структуре. Но акции компании, по мнению директора, в любой момент могут быть выкуплены частным лицом, и тем самым будет нарушен закон о невладении фондами.
«Коммерческая компания ОАО «Ленфильм» — это лишь часть киностудии, которая была выделена из нее в 2003 году для приватизации. Сама же киностудия была переименована в «Фильмофонд студии «Ленфильм» и позже вошла в состав Госфильмофонда РФ», — заявил замдиректора Госфильмофонда Василий Шильников, в сущности утверждая, что именно Госфильмофонд — легитимный правопреемник советского «Ленфильма».
Мы попросили представителя «Ленфильма» прокомментировать сложившуюся ситуацию.
— Формулировка Госфильмофонда гласит: «отказываемся передавать коллекцию в собственность «Ленфильма». Но об этом речь и не шла: чисто юридически это было бы сложно сделать, — рассказал представитель киностудии. — Разговор шел о передаче части прав на коллекцию и о возвращении части доходов от этой коллекции, чтобы киностудия могла развиваться и создавать новые фильмы.
Мы предлагали разные формы договоренности. Но Госфильмофонд с нами отказывается сотрудничать, а без доброй воли обеих сторон тут ничего не сделаешь. Заявление директора Госфильмофонда о том, что «Ленфильм» сделался коммерческой структурой и перестал быть правопреемником киностудии, выглядит несколько лукаво, поскольку «Ленфильм» продолжает принадлежать государству. Хотя с юридической точки зрения, действительно, права на коллекцию были отчуждены во время реорганизации студии в 2003 году.
— А как обстоят дела у других киностудий с их коллекциями?
— Например, «Мосфильм» как был федеральным госучреждением, так и остался. Поэтому мосфильмовская «золотая коллекция» принадлежит им, и они живут на эти средства. Карен Шахназаров говорит, что это составляет 25% их дохода. Это позволило «Мосфильму» модернизироваться и остаться той сильной студией, которой она была и ранее. Такая же, как и у нас, ситуация у Свердловской киностудии, у киностудии им. Горького, у «Союзмультфильма» — правда, «Союзмультфильму» фактически были возвращены права решением председателя правительства. Нам, очевидно, также необходимо постановление правительства о том, что мы можем получить эти права.
— Вы будете и дальше пытаться получить права на «золотую коллекцию»?
— Да, работа в этом направлении продолжается.
— А насколько этот отказ нарушает планы по восстановлению «Ленфильма»?
— Текущих планов никак не нарушает. Мы и без этих денег развиваемся — за счет кредита, развиваем собственное производство. Часть проектов получила поддержку Министерства культуры и Фонда кино. Сейчас ремонтируется студийный комплекс, мы закупаем новое оборудование для модернизации киностудии. Естественно, это все создает финансовую нагрузку. Мы работаем пока безубыточно, с небольшим доходом. Павильоны все расписаны на год вперед. Поступившие к нам новые автомобили также забронированы съемочными компаниями на несколько месяцев вперед. Все это будет приносить доход. Но киностудия, конечно, могла бы сделать больше, если бы Госфильмофонд пошел нам навстречу. По некоторым оценкам, доход от показа «золотой коллекции» может составлять до 150 миллионов рублей. Это было бы хорошим подспорьем для киностудии и возможностью усилить наши позиции, шансом продолжить создавать новые произведения.
Метки: Кинозал Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов