Газета выходит с октября 1917 года Thursday 2 мая 2024

Ленин по-прежнему популярен

В экспозиционном павильоне музея «Шалаш» открылась выставка «90»

Корреспондент «Вечёрки» съездил в Разлив и, чтобы окончательно не запутаться в несметном количестве Лениных, глядящих на него со стен, призвал на помощь Алексея Бойко, куратора выставки.

Ленина нужно воспринимать просто как человека.


— О чем повествует данная выставка?
— Эта выставка посвящена трансформации образа Ленина в искусстве на протяжении последних девяноста лет.

— Давайте оперативно пробежимся по эпохам…
— Образ Ленина начинает складываться с двадцатых годов минувшего века, когда царил, назовем так, культ Ленина. Его начали рисовать еще при жизни — разные художники, принадлежащие к разным течениям и направлениям: Сергей Чехонин, Орест Верейский, Исаак Бродский. Работа Бродского «Ленин в Смольном» в то время стала, если можно так выразиться, настоящим хитом, ведь она реалистично изображала Владимира Ильича в антураже: складки на костюме, помятое кресло, потертый паркет. В работе Белоусова «Ленин у могилы матери» мы видим вождя революции трогательным, человечным. Период перестройки отмечен тем, что художники обратились к спорным сторонам личности Ленина, стали задаваться вопросами о том, что же делать с его наследием, хотя бы с многочисленными памятниками, воздвигнутыми в его честь. Художник Васильев, например, считает, что пора бы расстаться со всем этим, о чем и говорит в своей работе «В архив»: статуэтка Ленина висит головой вниз, привязанная за ноги шнурком к гвоздю. Чем ближе к настоящему времени, тем больше можно видеть, что Ленин становится именно объектом в искусстве: его фигура вписывается в разнообразные инсталляции, игры смыслов и образов. Например, Игорь Баскаков легко превращает Ильича в бренд, соединяя его образ с рекламой прохладительного напитка и слоганом «Не дай себе засохнуть».

В 20 — 30-е годы воцарился культ Ленина.


— Так какой же вывод можно сделать после изучения данной экспозиции?
— Думаю, она говорит о том, что к Ленину стоит относиться по-разному, даже отбросив какие-то политические убеждения, просто воспринимать его как человека, кардинально повлиявшего на ход истории нашей страны. На сегодня искусство ушло от какой-то оценки деятельности Владимира Ильича, его взглядов и философии: вождь мирового пролетариата стал объектом искусства, осталась лишь игра смыслов, игра понятиями. Но, так или иначе, если так можно выразиться, он по-прежнему популярен, и художники регулярно обращаются к его персоне, включая ее в свои работы.

— Какое, по-вашему, влияние оказала фигура Ленина как изображаемого персонажа на искусство?
— Его образ в той или иной трактовке занимает значительное место — ведь этот человек по сути создал новое государство, что не могло не оставить глубокий след в изобразительном искусстве: это и идеологические работы начала XX века, это и размышления времен перестройки, игра смыслов современного искусства. Исторический период, когда существовала идеология, оставил глубокий след в искусстве: работал госзаказ, и изображение Ленина подчинялось исключительно определенным канонам. Самое интересное, что теперь эта скованность в возможностях изображать конкретных персон как-то иначе, нежели с одобрения партии, работает как свидетельство особенностей эпохи. Но — вот что удивительно! — подобная регламентированность изображения подстегивала художников очень тонко экспериментировать с техниками, что подарило нам действительно интересные работы, которые мы ценим и любим.

А в годы перестройки его образ был низвергнут с пьедестала.


— Каково, по-вашему, будущее Ленина как персонажа для изобразительного искусства?..
— Не хочется забегать вперед — ведь наверняка подрастающему поколению уже придется объяснять, что это за старичок в кепочке. Сейчас для многих художников он всего лишь объект, позволяющий политизировать свою работу. Современные люди уже перестают живо реагировать на это имя, что, возможно, через какое-то время уберет образ Ильича из списка имен, к которому прибегают художники, чтобы привлечь к своей работе зрителя. Хотя в последнее время, в связи с мировыми событиями, интерес к советской эпохе начинает расти.

— Как вы относитесь к мавзолею и к тому, что ОН все еще там? Порой кажется, что мавзолей и мумия за стеклом — это уже некая невероятная инсталляция…
— Это, конечно, еще не объект современного искусства, но весьма близко к нему! Особенно, когда ты проходишь вокруг саркофага строем, постоянно направляемый, одергиваемый: ни влево, ни вправо не шагнуть. Может быть, сама мумия так влияет на человека, может быть, сотрудники, которые находятся рядом, но чувствуешь себя очень странно, неуверенно. И ответ на вопрос, оставлять Ленина там или нет, для меня однозначен: да, оставлять! Это место и его архитектура должны работать: это всегда хорошо, когда архитектура несет в себе ту функцию, которая в нее была заложена. Конечно, если мумию Ленина оттуда уберут, это станет колоссальным событием. Но зачем создавать события ради самих событий? Давайте оставим все как есть.

Конечно, этот шалаш не помнит Ленина. Это — сто первая копия.

При создании памятника использованы мотивы знаменитого шалаша.


↑ Наверх