«Ленинград чем-то отличался от остальной России»
Книга английского журналиста о блокадном городе опубликована на русском языке через семь десятков лет после ее выхода в свет. И по-прежнему вызывает огромный интерес
Книга Александра Верта «Ленинград» впервые была опубликована в 1944 году в Лондоне. На русский язык ее не переводили долгие десятилетия, и лишь недавно под названием «Пять дней в блокадном Ленинграде» она появилась на прилавках книжных магазинов. Александр Верт был единственным иностранным корреспондентом, которому советские власти разрешили посетить блокадный город. Он посвятил книгу рабочим Кировского завода.
Александр Верт родился в Петербурге в 1901 году и прожил на Моховой улице до Октябрьской революции. Затем его семья покинула Россию и переехала в Великобританию. Он получил прекрасное гуманитарное образование, кроме русского языка владел английским и французским. Он стал известным журналистом и до начала Второй мировой писал в основном о Франции. Там он подолгу и жил. В июле 1941-го Александр Верт приехал в Москву как корреспондент английской газеты «Санди таймс» и радиокорпорации BBC. Талантливый и честный журналист, он делал все, что было в его силах, чтобы рассказать Западу правду о военных усилиях советского народа.
Александр Верт получил разрешение посетить Ленинград в сентябре 1943 года. Позднее он вспоминал: «Город был по-прежнему прекрасен, несмотря на значительные разрушения, и имел необычный для него полузаброшенный вид. Конечно, это был фронтовой город. Странным образом казалось, что жизнь в городе почти вошла в норму. Театры и кино были открыты, хотя всякий раз, как начинался артобстрел, они сразу же пустели. На Марсовом поле и в Летнем саду теперь выращивали овощи, капуста была посажена также вокруг Медного всадника, закрытого мешками с песком». За пять дней Александр Верт проделал гигантскую работу, посетив практически все наиболее важные объекты блокированного города. Из всех своих встреч с ленинградцами, перенесшими самую страшную блокадную зиму, Александр Верт «вынес бесчисленное множество впечатлений о страданиях людей и их способности к долготерпению». Из этой пестрой картины он сумел сложить единый образ ленинградской обороны. «У меня, — пишет Верт, — возникло странное чувство, что Ленинград чем-то отличался от остальной России, что он ощущал себя на уровне несколько более высоком, чем средний. И он еще отчетливо осознавал, что в значительной степени сам осуществил свое собственное спасение, когда армия была разбита и тяжело истекала кровью и когда 9 рабочих дивизий сделали так много, чтобы защитить свой город».
Эта книга, изданная в Британии, познакомила западного читателя с правдой о жизни и борьбе блокированного города. Ленинград, его воины и жители стали символом стойкости и героизма в борьбе с фашизмом, символом неколебимой веры в Победу. Для англичан, также сражавшихся с нацистами, это было примером. Мэр Лондона писал: «Какие бы суровые атаки ни постигли Лондон, его население перенесет их… вдохновляясь примером непобедимого Ленинграда».
Юрий Колосов, действительный член Академии военно-исторических наук, президент Ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград