Газета выходит с октября 1917 года Thursday 2 мая 2024

Ленинградский «слон» отмечает юбилей

65 лет назад на городские улицы вышел трамвай ЛМ-49

Послевоенный ленинградский трамвай ЛМ-49 сегодня кажется миниатюрным: невысокий, изящный, с округлыми плавными линиями кузова. Трудно даже поверить, что когда-то горожане прозвали эту элегантную красно-желтую машину — слоном! Спрашивается, за что? Ведь современные трамваи по сравнению с ним выглядят гулливерами рядом с лилипутом.

…Это ласковое прозвище ЛМ-49 унаследовал от своего старшего брата из 47-й серии. Петербуржцы старших поколений помнят, что в давние времена в городе даже было в ходу такое выражение — поехать на «слоне». Да и сам «слон» тоже помнит многое — в эти дни ему исполняется 65 лет. Но и сейчас старый трамвай готов выйти на линию. Иногда такое действительно происходит, тогда «слон» катает по городу экскурсии. Впрочем, и в остальное время тоже не прохлаждается, а служит экспонатом в городском Музее электрического транспорта. Может, именно отсюда и взялось выражение «работает, как слон»?

— Выпускать трамвай ЛМ-49 начали в 1949 году, — рассказал «Вечёрке» директор музея Кирилл Нюквист. — И всю следующую четверть века он верой и правдой трудился для горожан. Производство машин этой модели прекратилось в 1960 году, но на улицах Ленинграда «слонов» можно было увидеть и покататься на них еще сравнительно недавно — последних только в 1983 году заменили более современными трамваями ЛМ-57.

По словам специалистов, создавая эту модель, ленинградские конструкторы шли на революционные преобразования и самые смелые эксперименты. Новый «слон» получился более легким и быстроходным, развивая скорость до 55 километров в час. Двери в салоне были такими же, как сейчас в метро: не складывались гармошкой, а раздвигались. Впоследствии от этой идеи решено было отказаться, потому что для створок в стенках нужно было создавать специальные карманы, а это ухудшало характеристики кузова.

Зато прижилось другое нововведение. Именно в ЛМ-49 разработчики рискнули поставить пассажирские сиденья не вдоль салона, а поперечно. Понятное дело, что горожане это сразу оценили. Еще бы: ехать, глядя вперед, куда удобнее, чем сидя боком! Добавьте к этому комфортные сиденья, деревянную обшивку салона, удобные поручни… Настоящий люкс!

Еще интереснее, что новому «слону» не раз за свою историю приходилось выступать в роли… купидона. Дело в том, что конструкторы придумали для этой модели трамвая необычный пол: в рельефную рейку. Чтобы вода не застаивалась под ногами, а стекала между выступами. А вскоре в моду вошли туфельки на шпильках. Однажды острый каблучок некоей ленинградской красавицы застрял в решетчатом полу, и девушка упала прямо в объятия юноши, который стоял рядом с ней. Вскоре они поженились. История разнеслась по всему городу, и барышни тут же взяли ее на вооружение. Можно подумать, что это всего лишь красивая легенда. Но нет! В музее электротранспорта говорят, что к ним не раз приходили супруги, познакомившиеся благодаря таланту конструкторов, придумавших необычный пол в трамвае ЛМ-49.

Но даже такие технические находки, в буквальном смысле слова сбивающие с ног своей оригинальностью, блекнут по сравнению с идеей системы обогрева «слонов». Электрических печек в вагонах еще не было, поэтому в морозы для тепла использовали… раскаленные кирпичи.

— Трамвай выходил на линию со свежеразогретыми кирпичами, и они отдавали тепло, — пояснил Кирилл Нюквист. Когда было особенно холодно, пассажирам выдавали «индивидуальные» горячие кирпичи. Сунул за пазуху — и грейся.

Трамваи модели ЛМ-49, ленинградские «слоны», возили пассажиров не только в родном городе, но поставлялись в разные регионы страны. Сегодня эта модель — не просто музейный экспонат. Она — один из прародителей современного петербургского трамвая, отдавшая ему все свои самые лучшие черты. Чтобы в этом убедиться, достаточно прийти на экскурсию в городской Музей электротранспорта.

↑ Наверх