Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Ленинградскую песню поют без конца

17 декабря исполняется ровно 30 лет с того дня, а вернее вечера, когда на конкурсе «Песня-83» на весь Советский Союз прозвучала песня «Дорога без конца»

История создания этой песни достаточно необычна: музыка возникла раньше стихов и была, как известно, написана по заказу для четырехсерийного фильма «Никколо Паганини», созданного к двухсотлетию со дня рождения великого скрипача.


Вот что рассказал автору этих строк композитор Сергей Баневич, создатель музыки к фильму:

— Мне предложили написать музыку к фильму «Никколо Паганини» с легкой руки моего друга Юрия Темирканова. Сейчас мало кто знает, что известный режиссер Леонид Менакер изначально приглашал на роль Паганини не кого иного, как Темирканова. Тот категорически отказался, но при этом спросил Менакера: а что, все четыре серии у вас там будут пиликать на скрипке? Менакер признался, что да, он собирается сопроводить весь фильм оригинальной музыкой Паганини. Тогда Темирканов выразил мнение, что это будет не так здорово, как если бы пригласить живого композитора, который профессионально поработает над саундтреком. И порекомендовал меня, поскольку мы тогда вместе ставили в Кировском театре мою оперу «История Кая и Герды». Мелодия, которая потом легла в основу песни, сопровождала путешествия Паганини. Однажды ко мне заглянул Альберт Асадуллин и сказал, что я не умею писать хиты. А у меня на пюпитре лежали ноты со всем теперь уже известным текстом замечательного поэта, моей подруги и постоянного соавтора Татьяны Калининой. Прошёл, кажется, год, и я увидел по телевизору нашу песню в исполнении Асадуллина в финале «Песни-83».

Татьяне Калининой, автору текста легендарной «Дороги без конца», тоже есть что вспомнить о появлении этой песни:

— Когда вышел фильм «Никколо Паганини», музыка Сергея Петровича Баневича, звучащая там за кадром, получила сумасшедшую популярность. Ему приходили пачки писем со стихами — идея сделать песню из этой музыки родилась в народе. Сергей Петрович жил тогда на Мойке, напротив Музея-квартиры Пушкина, где я тогда уже работала (и работаю по сей день), и я часто заходила к нему в гости на чашку чая. Непосредственным поводом к написанию мной этих стихов послужила просьба одной молодой девушки сделать ей для участия в конкурсе какую-то новую песню. Я спросила Сергея Петровича, о чём должны быть, по его мнению, слова. Он ответил мне: о судьбе артиста, не всегда очень счастливой, о пути художника. Я ответила, что слова «судьба» и «путь» не очень укладываются в ритм музыки, а вот слово «дорога» как раз подходит. Так возникли формула и образ «дорога без конца», из которого выросло всё остальное. Когда Баневич создал окончательный вариант, он позвонил мне и спросил: ты понимаешь сама, что ты написала? И тут возник Альберт Асадуллин и, ознакомившись с плодами нашего творчества, заявил: это моё, никому ни за что никогда не отдам! И я считаю, что он был абсолютно прав, потому что сейчас трудно представить «Дорогу…» без его голоса и актерской игры. Таким образом «Дорога без конца» возникла из счастливого стечения обстоятельств, о которых я вам рассказала. Потом, в конце 1983 года, мне кто-то позвонил и сказал, чтобы я смотрела финал «Песни года», потому что там прозвучит песня на мои стихи. Я никогда не тратила время на телевизор и без большого желания уселась у экрана. Потратила часов пять и уже было пожалела, но вот перед самым концом, после Леонтьева, ведущие сказали примерно следующее: «Наши слушатели часто жалуются на низкое качество песенных текстов, а вот сейчас вы услышите песню, написанную на настоящие стихи». Это, кстати, был редчайший случай, когда в финале «Песни года» прозвучало произведение двух ленинградских авторов в исполнении ленинградского артиста.

(Рассказ Альберта Асадуллина о том, какую роль сыграла эта песня в его творческой дороге, опубликован в номере нашей газеты за 13 декабря)

Фото Нины Аловерт (портрет), на фоне Эльбруса — фото неизвестного
↑ Наверх