Газета выходит с октября 1917 года Saturday 4 мая 2024

Ильича обидели...

Накануне 95-летия Великой Октябрьской революции у музейного комплекса «Шалаш» отобрали большую часть территории

Под угрозой памятник федерального значения — музейный комплекс «Шалаш В. И. Ленина»: из 8 га музею оставляют всего 2 га. Чиновники успокаивают: никто ничего не собирается строить в охранной зоне, а изъятые у музея земли планируется отдать под Курортный лесопарк. Но у директора музея Натальи Коваленко на душе кошки скребут, ведь финансирование музейного комплекса напрямую зависит от занимаемой им площади, и если «Шалаш» уменьшается в три раза, то соответственно и субсидий станет меньше. А ведь благодаря музею комплекс поддерживается в хорошем состоянии, исчезли случаи вандализма. Более того, в музее давно задумываются о том, чтобы создать парк Советского периода, где были бы размещены статуи и бюсты вождя пролетариата. Кстати, статую Ильича из розового гранита пару лет назад музею для коллекции подарила «Вечёрка», а в августе напротив входа в музейный павильон установлен бюст вождя, подаренный БКЗ «Октябрьский». 

Посетители сегодня все чаще заглядывают в советское прошлое


Эпопея с отнятием земли у музея началась еще летом — Наталья Степановна узнала, что ее запрос об оформлении музейной территории в исторических границах не был удовлетворен: в июле на совещании в комитете по земельным ресурсам, где собрались специалисты, ей объявили, что уже есть приказ Рослесхоза, касающийся площадей Курортного лесопарка, а по Лесному кодексу теперь уже невозможно уменьшать территории лесопарковых угодий. И музею предложили самим определить границы площадью в 2 га. 

Теперь руководство музея в подвешенной ситуации — территорию уменьшили, но никаких писем по этому поводу не приходило, то есть у директора нет схемы участка, утвержденной КГА, КУГИ, а не имея на руках этих документов, ничего нельзя предпринимать. 

«Ситуация может дойти до абсурда, — считает директор Наталья Коваленко, — на нашей территории окажется полдорожки, а остальные полдорожки отойдут к лесопарку и за ними уже должны следить лесники... Если нам уменьшат территорию, то мы не сможем за ней полноценно ухаживать. Представьте себе, прошел ураган и где-то в другом лесопарке деревья повалило на жилые постройки, и все лесники поедут туда. А то, что будет твориться на нашей территории, их будет волновать в меньшей степени. Да и вообще — как мы будем делить: это дерево стоит на нашей территории и мы ее убираем, а это — на территории лесопарка?.. А люди к нам приезжают не только в Музей Ленина — они гуляют, идут на озеро Разлив, сидят на лавочках, отдыхают».

Опасения Натальи Коваленко можно понять — она с 2005 года обивает пороги чиновников, чтобы за музейным комплексом закрепили причитающуюся ему территорию, и вспоминает, что в советское время — в 1955 году — ситуация была прямо противоположная. Тогда было постановление правительства об изъятии из состава лесов участка для оформления его в музей «Шалаш», более того, была обозначена охранная зона — в 32 га. Она и сейчас есть, только вот уже не относится к музею. 

«Нашу территорию делить нельзя — все, кто приезжает в «Шалаш», идут лесом 4,5 км по пешеходной дорожке, и часть этого леса всегда принадлежала музею, а в советское время была обнесена забором», — рассказывает Наталья Степановна.

Остатки забора до сих пор сохранились, а вот территория... «Отрицание советского прошлого, какое мы наблюдали в 90-е, идет на убыль, сознание людей меняется — они сейчас больше интересуются советской историей», — замечает директор и в подтверждение своих слов сообщает, что у музея — около 30 тысяч посетителей в год, а учитывая, что туда не ходит общественный транспорт, это очень хороший показатель.

Особенно обидно, что вся эта возня происходит накануне большого праздника для многих — 95-летия Великого Октября.

 

 

↑ Наверх