Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 7 мая 2024

«Хочу все знать!» вернется к зрителям

«Леннаучфильму» исполняется 80 лет, и киностудия встречает этот юбилей в полном здравии. Проверено «Вечёркой»

 

Название киностудии «Леннаучфильм» знакомо многим с детства. Лично мне еще удалось застать ту пору, когда в начальных классах нам показывали учебные фильмы на трескучем кинопроекторе, рассказывавшие о мире, в котором мы живем.


Изумленному детскому взору бесстрашные кинематографисты являли погружения исследователей в глубины океанов, работу ученых на полярных станциях, пугающий и таинственный мир Африки с ее львами, обезьянами и прочей живностью. Наши детские сердца щемило от восторга, мы все дружно начинали хотеть быть то геологами, то полярниками, то физиками, покорившими энергию миллионов солнц. С неровно мерцающего экрана с нами говорили наши соотечественники, рассказывая о многогранной Вселенной, заставляя гордиться страной, в которой мы живем и ее достижениями.

В какой-то момент все изменилось. Теперь детям предлагают программы телеканала «Дискавери», и от этого становится обидно — старая добрая петербургская киностудия снимала фильмы о дикой природе, странах и народах ничуть не хуже, а то и лучше. И вот в дни, когда «Леннаучфильм» празднует свое восьмидесятилетие, мы решили «заглянуть на огонек» и узнать, чем живет студия сейчас.

Как выживала студия

Провести меня по историческим местам согласилась Лариса Кухалева, редактор, заслуженный работник культуры РФ и по совместительству хранитель музея киностудии.

Подспудно я ожидал увидеть что-нибудь ужасное — обрушенные потолки, бесхозно валяющуюся аппаратуру в коридорах, словом, глобальный хаос и безысходность. Но сейчас даже не скажешь, что в середине девяностых киностудии практически не стало: тогда «Леннаучфильм», выполнявший госзаказы, остался не у дел. Однако киностудия выжила.

Лариса Кухалева показывает героев, которые с экрана рассказывали нам о покорении космоса

Наша прогулка начинается с корпуса, находящегося во внутреннем дворе киностудии.

— Когда пришли 1990-е, кино закончилось, — рассказывает Лариса Павловна. — В одно мгновение не стало денег, сначала долго-долго мы не могли дождаться зарплаты, а затем нас всех оперативно уволили «по собственному желанию», «нести вахту» остались всего четыре человека. Музей был разграблен, как собственно, и цеха — аппаратуру воровали и сдавали на цветные металлы. Поскольку отсутствовала охрана, в здании жили бомжи и жгли костры, электричество не подавалось, не было отопления, вода замерзала в трубах, а потом они взрывались. Опустошение было полное. Никто уже и не думал, что после всего этого будут какие-то шансы на то, что сюда вернется не просто жизнь, но и кино.

Действительно, местами здесь видны последствия тяжелых лет запустения — в переходах у съемочного павильона осыпается штукатурка, «гуляют» полы — но это уже никого не пугает, ведь здесь снова снимают кино.

Например, этот участок отдан для проведения учебных съемок — здесь под руководством Вячеслава Сенькова, бывшего главного инженера киностудии, а ныне начальника учебного киновидеоцентра Университета кино и телевидения трудятся студенты третьих и четвертых курсов. Снимают они, кстати, исключительно на пленку, которую, правда, для проявки приходится отправлять в Москву, так как в Петербурге сделать это уже негде.

— Договорились мы о сотрудничестве еще совсем недавно, всего три месяца обустраиваемся, но для меня это как возвращение домой, — говорит Вячеслав. — Хотя стены здесь — фантастические: это историческое здание, в одной из его частей сохранились еще помещения, где были мастерские Ломоносова. А непосредственно в этом павильоне снимали шоу Людмилы Нарусовой, вот, кстати, гримерный стол с тех времен остался. Здесь — куда ни повернись — везде раритеты, история буквально под ногами: вот, в закромах нашли камеру «Конвас» — новенькую, в работе никогда не была даже. Часть осветительной техники, которую вы сейчас видите по углам, — опять же еще «с тех времен», но, между прочим, отлично работает и используется нами наравне с импортными современными образцами.

Все, что связано с кинопленкой, останется в музее при студии

Идя по коридорам, мимо запертых дверей, и вдыхая воздух, пропитанный запахом реактивов для проявки пленки, можно внезапно наткнуться на таинственного вида агрегаты — столы для склейки пленки, «проявочные шкафы» и еще что-то.

— Эту технику мы выбрасывать не будем, — отмечает Лариса Павловна. — Внимательно посмотрим, что и в каком состоянии, да и определим в Музей истории киностудии. Дело в том, что такое явление, как пленка, уходит в прошлое, и похожих приборов для работы с ней скоро вообще нигде не останется. А мы их сохраним. Ведь эта техника — память о романтическом периоде жизни этой киностудии, о том времени, когда наши :зоператоры вместе с альпинистами покоряли Эверест, месяцами жили среди диких животных или погружались в пучины Северного Ледовитого океана. Сейчас пришла другая эпоха, в которой оператору нет необходимости тащить на себе 40 кг аппаратуры, а смонтировать фильм может один человек. Поэтому память о прошлом мы бережно храним, ведь именно тогда коллектив в шесть сотен человек выпускал двести фильмов в год, ежемесячно проводя премьеры в кинотеатрах перед сеансами.

Между тем «Леннаучфильму» есть чем похвастаться помимо раритетных аппаратов, пылящихся в коридорах и сдаваемых в аренду помещений: главный корпус из конца в конец пронизывают длинные светлые коридоры, в которых размещены девять современных монтажных станций, что позволяет обрабатывать большое количество материала одновременно, и студия звукозаписи. Теперь это мощный производственный центр, составляющая которого постоянно модернизируется. Буквально несколько дней назад студия звукозаписи получила рабочую станцию последнего поколения, микрофонный парк — на зависть многим более «распиаренным» звукозаписывающим конторам нашего города. На данный момент киностудия выпускает около двадцати профильных картин в год, обеспеченных госзаказом, при этом успевая обрабатывать заказы от частных предприятий на создание обучающих корпоративных фильмов.

«Студия прошла огонь, воду и медные трубы»

И все же, каким образом удалось вновь вдохнуть жизнь в «Леннаучфильм»? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, мы встретились с генеральным директором киностудии Антоном Смирновым.

Антон Смирнов Фото: из личного архива гендиректора «Леннаучфильма»

— Известно, что «Леннаучфильм» прошел через все — воду, огонь и медные трубы…
— Действительно, и вода, и огонь были, да и слава была великая. Но вот вода и огонь пришли в годы забвения. Например, в начале двухтысячных случилась крупная коммунальная авария: под Новый год все трубы оказались разморожены, что привело к коллапсу всех систем отопления и водоснабжения, тогда пострадал весь имущественный комплекс. На самом деле, мы до сих пор разбираемся с последствиями этого ЧП, но не сдаемся.

— Как вам удалось реанимировать студию? В чем секрет?
— Секрета здесь нет, есть только упорная работа всех сотрудников и помощь государства. Примерно с 2006 года руководство киностудии взяло серьезный курс на восстановление студии, примерно в то же время Министерство культуры стало оказывать серьезную поддержку научно-популярному кинематографу. Благодаря усилиям этих сторон стала закупаться техника, ожило производство, начали сниматься фильмы. Более того, к нам стали поступать и коммерческие заказы. Таким образом постепенно наш комплекс сумел не только производить фильмы, но и зарабатывать на них деньги, которые, в свою очередь, были направлены на восстановление и пополнение имущественного комплекса.

— Наверняка найдутся скептики, которые умудряться сказать что-то вроде: а зачем нам свои научные фильмы? Вот канал «Дискавери» есть, зачем государству тратиться еще и на свою профильную киностудию…
— Конечно, большой разницы между задачами, стоящими перед этим телеканалом и перед нами, я не вижу. Мы точно так же заняты популяризацией научно-технических знаний. Например, в последние два года мы возродили тележурнал «Хочу все знать», которой вплотную приближается к формату «Дискавери». На данный момент готово уже два телесезона, и когда мы снимем необходимый запас серий, то произойдет большое возвращение: по уже имеющейся договоренности с кинотеатрами мы вернемся на их экраны, и наш видеожурнал будет демонстрироваться перед сеансами, как и раньше. Если же сравнивать наше научно-популярное кино и западное, то, конечно, у них «обертка» весьма завлекательна, но они-то не имели такой паузы в развитии этой отрасли кинематографа, как мы. С другой стороны, есть вещи, в которых нам их догонять не надо — их фильмы носят весьма обобщенный характер и не раскрывают научных фактов до конца, после них подчас остается больше вопросов, чем ответов. Мы же стараемся рассказывать именно о том, как обстоят дела на передних рубежах науки, и во главе драматургии наших работ — полет научной мысли. Конечно, в какой-то степени это делается в ущерб развлекательному характеру наших фильмов, но зато именно информационная часть — на высоком уровне. Тем более появление качественных отечественных научных фильмов — дело принципа и патриотизма: нельзя допустить, чтобы люди думали, что «наука только в Америке», а Россия якобы «ничего не может», ведь любая просветительская продукция, выпускаемая Западом, носит еще и пропагандистский характер: они продвигают свои достижения, свою науку. Нам же нужно говорить о нашей науке, о наших молодых ученых. Более того, такой кинематограф — это наш имидж на внешней политической арене.

— Вы уже рассказали о возрождении киножурнала. Что еще ждет зрителей в ближайшее время?
— В конце минувшего года был завершен целый ряд фильмов, финансировавшихся Министерством культуры, и среди них — много удачных и даже уникальных работ. Премьеры фильмов уже начались и проходят в Детской библиотеке, в Доме кино, в университетах. Среди них я бы особо отметил фильм «Византия» режиссера Павла Медведева, проводящий параллели между Византией и современными событиями, происходящими в нашей стране. Очень хорош фильм Петра Солдатенкова «Вечное время Александра Невского», премьера которого состоится 18 февраля в Доме кино. Особенно приятно говорить о фильме Игоря Морозова «Город М», рассказывающем историю Магнитогорска. Фильм уже победил на фестивале «Сталкер» в прошлом году. Эта работа — глубокий анализ огромной части российской истории, тем более он выполнен в стиле, к которому мы стремимся: с одной стороны — это авторское полотно, с другой — серьезное научное исследование. Опять же нельзя не сказать хоть пару слов о потрясающей трилогии, посвященной Ольге Берггольц, состоящей из трех полнометражных фильмов за авторством Людмилы Шахт. При создании этого фильма нам открылось множество интереснейших исторических фактов, это настоящее расследование, лишенное какой-либо постановочной составляющей.

— Какие цели ставит киностудия перед собой в настоящий момент?
— Сейчас многие из наших фильмов идут на специализированных каналах, но все же мы стремимся к федеральному эфиру, чтобы достичь массового зрителя, ради которого и стараемся. Наша главная цель — рассказать России об удивительном мире вокруг нас и — помимо всего — сделать это с научной точки зрения.

 

Санкт-Петербургская киностудия научно-популярных фильмов «Леннаучфильм» создана 11 февраля 1933 года. За период своего существования студия несколько раз меняла названия: С 1933-го — Кинофабрика №1 «Техфильм». С февраля 2012-го — Филиал «Леннаучфильм» ОАО «Центр национального фильма».

 

 

↑ Наверх