Газета выходит с октября 1917 года Friday 3 мая 2024

Леонид Десятников: Я не монотеистичен

18 октября в Большом зале Филармонии состоится концерт абонемента «Классика: перезагрузка»

В программе: симфония Леонида Десятникова «Зима священная 1949 года» и Симфония №1 Сибелиуса. В концерте примут участие заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Филармонии, хор студентов Санкт-Петербургской консерватории, дирижер — Александр Ведерников. Солистки: Наталья Миронова (сопрано) и Олеся Петрова (меццо-сопрано).

Леонид Десятников.

Первое исполнение симфонии состоялось в рамках культурной программы проекта «Веймар — культурная столица Европы 1999 года» в Большом зале Йенской филармонии под управлением Андрея Борейко. В Петербурге симфония до сих пор еще не звучала!

История создания «Зимы священной 1949 года» необычна. На чердаке подмосковной дачи композитор обнаружил книгу для чтения на английском языке для семилетней и средней школы, выпущенную в Москве в 1949 году. Нелепо составленные тексты неправдоподобно и однобоко рассказывали о столице, а также о Пушкине, Чайковском, о других достояниях «советской культуры». О языке сочинения можно судить уже по некоторым названиям частей (№2 «Moscow is our Capital» и №3 «Moscow is full of Wonderful Things»). Партитура симфонии сверкает словно дорогая мозаика псевдо- и квазицитатами из Чайковского, Малера и Стравинского. 

Леонид Десятников ответил на вопросы корреспондента «ВП»:

— В вашей симфонии я услышала какое-то элегантное смешение юмора, драмы и проникновенной красоты одновременно. Леонид Аркадьевич, что вам нравится слышать от ваших близких, от слушателей после исполнения вашего сочинения?
— То, что говорят в глаза, не имеет большого значения. Дело не в «тексте сообщения»; важны интонация, жесты, выражение лица. Этого достаточно. В интонации содержится до 40% информации, которую ваш собеседник желает (или не желает) вам сообщить, утверждают ученые. А слова… Не важно, косноязычно или, напротив, складно и витиевато человек выражает свое мнение, — к так называемой искренности это не имеет отношения.

— Расскажите, пожалуйста, о том, почему только сейчас состоится петербургская премьера «Зимы священной».
— Петербургская премьера планировалась уже дважды. И отменялась — может быть, отчасти по моей вине. Наверное, ни у меня, ни у Филармонии не было какой-то сверхмотивации, какого-то дополнительного энтузиазма. Но сейчас петербургская премьера, инициированная главным филармоническим просветителем, советником худрука Филармонии Ириной Родионовой, все-таки состоится. К тому же высшее филармоническое начальство благосклонно отнеслось к моему пожеланию пригласить в качестве дирижера маэстро Ведерникова. Надеюсь, не будет никаких эксцессов и все пройдет хорошо.

— Правда ли, что ваш музыкальный кумир — Стравинский?
— Он один из моих музыкальных кумиров, а их становится с годами все больше и больше. Я в этом смысле не монотеистичен.

— Леонид Аркадьевич, а над чем сейчас работаете?
— Ни над чем. У меня сейчас очень сложный год, сложный сезон. Я закончил подряд два сочинения; премьера одного из них уже состоялась 4 октября в Екатеринбурге. Это «Путешествие Лисы на Северо-Запад» на стихи Елены Шварц для сопрано с оркестром. Эта вещь написана по заказу Уральского академического симфонического оркестра Свердловской филармонии специально для грандиозного музыкального фестиваля «Евразия», который проходит раз в два года в Екатеринбурге и в той или иной степени варьирует тему культурных контактов Востока и Запада. Соответственно, моя «Лиса» — китайского происхождения. Исполнение было безупречным, партию сопрано исполнила солистка Большого театра Венера Гимадиева, дирижировал Уральским оркестром его художественный руководитель Дмитрий Лисс. Ах, это были счастливые дни в Екатеринбурге, несмотря на ужасную погоду.

Второе сочинение написано для театра «La Scala» — это балет, ставить его будет Алексей Ратманский, хореограф, с которым мы много и очень счастливо сотрудничаем. Сорокаминутный спектакль этот называется «Опера», он построен вокруг тем, мотивов и сюжетов итальянской барочной оперы XVIII века. Там есть и балет, и пение. «Опера» — часть «Вечера Ратманского», где будут представлены три его одноактных спектакля. Один он уже поставил в «La Scala» в прошлом сезоне, балет называется «Concerto DSCH» на музыку Второго фортепианного концерта Шостаковича. Вторым будет спектакль на мою музыку, который он многократно ставил, а теперь переносит его на миланскую сцену. Называется он «Русские сезоны», и третий, как я уже сказал, — «Опера». Первое исполнение 17 декабря, это открытие балетного сезона в La Scala».

↑ Наверх