Помимо смеха там всегда присутствовала мысль
Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Леонида Гайдая
Думая о том, как бы отметить его день рождения, мы пересматривали его фильмы. В них мастер с потрясающей легкостью говорит о любви, о дружбе, и в своих рассуждениях он настолько прост, что кажется, будто сидит он рядом с вами на кухне и рассказывает забавный анекдот. И нас вдруг осенило: ни одна современная комедия не может этим похвастаться. Так в чем же проблема? Почему у нас не получаются добрые, душевные, задорные комедии, такие, какие снимал Гайдай? И что нужно, чтобы появился еще один талант такой же величины, каким был он? И вообще почему список фильмов, рекомендованных к просмотру Министерством образования, обрывается в году 1988-м? Неужели после наша страна не сняла ничего достойного? С этими вопросами мы обратились к известным артистам и режиссерам.
Любимый фильм — «Бриллиантовая рука»
Иван Краско, народный артист России:
— Понимаете, в чем дело: комедия появляется тогда, когда в жизни есть смешные ситуации. А вы посмотрите на нашу жизнь — она так закручена, что порой и не до смеха. Народ начинают одолевать житейские проблемы такого плана, что все мысли только о том, чтобы кусок хлеба заработать. Давайте посмотрим вокруг. Вот сейчас один за другим идут «блокадные праздники». И я вижу всех тех, кто пожертвовал себя, свою жизнь во имя нашей с вами жизни, во имя победы… И они сейчас опущены ниже плинтуса, и это позор для всей нашей страны. Поэтому и не смешно.
Все комедии Гайдая — шедевры. Я был в Благовещенске у его памятника. Там до сих пор постоянно лежат свежие цветы, народ приходит и плачет, горюет по нему. Это объясняется тем, что его комедия была настолько близка народу, насколько может быть близок только анекдот, рассказанный на кухне. В этом-то как раз и есть суть искусства: оно отражает жизнь без вранья! Но самое замечательное в гайдаевских комедиях было то, что помимо смеха там всегда присутствовала глубокая мысль, это было серьезное смешение трагедии и фарса.
Есть хорошие фильмы, снятые и в «более позднее время», достойные просмотра. Я, конечно, не имею в виду «Школу» Германики. После просмотра этого «творения» я сказал примерно следующее: «Ясное дело, что все люди ходят в туалет, но это не означает, что продукты жизнедеятельности наших организмов нужно выставлять на обозрение». Есть же хорошее кино, например фильм «Похороните меня за плинтусом». Очень странно, что в этот список не вошли сериалы, которые, между прочим, порой бывают честнее любой полнометражки в плане передачи особенностей «настоящего времени». Здорово было бы включить туда «Агента национальной безопасности» с Мишей Пореченковым. Дети бы просто посмотрели не только на хорошего актера, но и на настоящего мужика.
Любимый фильм — «Пес Барбос и необычный кросс»
Евгений Татарский, режиссер:
— Причина упадка комедии проста: еще в СССР к ней относились с большим подозрением. За комедию не получали званий и госпремий, если только по шее. И если во времена СССР режиссером, снимающим смешное, двигали какие-то альтруистические, светлые чувства, то нынче комедия снимается пошляками и по заказу пошляков. Что нужно, чтобы что-то изменилось? Это не ко мне. Просто многое нужно менять в нашей жизни.
Современные комедии смотреть я не рекомендую, чтобы вкус не портить: можно, конечно, заглянуть одним глазом, ужаснуться и бежать. Ибо смотреть там нечего.
Любимый фильм Гайдая: все!
Сергей Мигицко и Анатолий Папанов в фильме «Инкогнито из Петербурга»
Сергей Мигицко, народный артист России:
— Гайдаем нужно родиться, иметь какой-то дар и иметь достойного учителя. К моменту, когда я был утвержден у него на роль Хлестакова, я пребывал в восторге от всех его фильмов. Все его комедии, вышедшие до «Инкогнито из Петербурга», я знал практически наизусть и мог играть и за Труса, и за Бывалого, и за Балбеса. У нас в классе даже компания такая сложилась! Мы играли в этих героев, повторяли эти репризы день за днем.
Талант Гайдая был огромен (при этом он оставался скромным и интеллигентным человеком). Он был настоящим чеховским героем: внутри него сидело огромное понимание жизни и четкая установка на юмор. Он в жизни, конечно, любил хорошую шутку, но нельзя было сказать, что именно этот человек снимает фильмы, над которыми огромная страна смеется до слез. Я не знаю, почему сейчас у нас плохо с комедиями. У нас просто нет мастеров. Нужно открыть «Мастерскую Гайдая», учредить премию его имени, нужно в нашей стране обнаружить таланты, они ведь есть. Нужно просто жить надеждой.
Любимый фильм — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
Константин Селиверстов, режиссер:
— Дело не только в том, что снимают мало хороших комедий. Сейчас снимают мало хороших фильмов вообще! А причина, кстати, очень проста — нет таких мастеров, какие были раньше. Дело именно в людях, хороших режиссеров категорически мало. Проблема кроется в том, что нынешняя система не рассчитана на пополнение рядов кинематографистов новыми именами, молодежь почти не вливается, ей не дают возможности раскрыться. Ответ, к сожалению, опять же слишком прост и лежит на поверхности. Кино, как известно, это большое производство, связанное с большими деньгами, и, соответственно, этих денег на всех не хватает, и люди, уже дорвавшиеся до этого пирога, не заинтересованы, чтобы еще кто-то, кроме них, прорвался к этой кормушке. И эта система заняла круговую оборону: теперь уже наличие таланта никого не волнует, «новые кадры» просто не нужны.
Чтобы найти подтверждение моим словам, просто включите телевизор и обратите внимание на многочисленные российские сериалы. Создается впечатление, что люди, снявшие их, никогда ничему и нигде не учились. Кстати, полнометражные фильмы у нас далеко не лучшего качества. Понятное дело, что деньги, выделенные на производство, воруются и распиливаются. Думаю, вы понимаете, что это происходит не только в киноиндустрии? Чтобы что-то изменилось, необходимо многое менять в нашей стране в целом, должны происходить какие-то реформы. Без них ни в нашей жизни, ни в кинематографе ничего не изменится.
Кино — это не отдельная отрасль, это часть России, с той же самой психологией и проблемами. Сейчас, конечно, не принято «кивать» в сторону Америки, но у них есть чему поучиться. Например, есть у них такой кинофестиваль «Сандэнс» — крупнейший в мире фестиваль независимого кино, и туда все желающие могут прислать свои фильмы. Но между прочим, там присутствуют голливудские продюсеры, и понравившиеся им режиссеры автоматически приглашаются в Голливуд. Таким образом, от «малобюджетки» любой режиссер может прийти к постановке блокбастеров. И понимаете, именно благодаря такому «возобновлению ресурсов» американское кино побеждает во всем мире и имеет стабильный спрос, они понимают, что нужно привлекать молодых, которые являются носителями новых идей, они понимают, что на старых кадрах всю жизнь выезжать не получится.
Вот перестал снимать Рязанов, ушел Гайдай. И все, снимать «кино для человека» некому! Наверняка были эти люди, но им просто не дали снять свои первые фильмы. Сейчас на первые роли в киноиндустрии выходят такие страны, которые фильмы вообще не снимали: Иран, Южная Корея, Таиланд. В Иране совсем недавно кинематограф вообще был запрещен, а сейчас их режиссеры побеждают в Канне. И вот почему у них есть прогресс, а у нас нет? Россия — громадная страна, и в то, что на ее просторах нет талантов, я никогда не поверю.
Метки: Из первых рук Кинозал Памятная дата
Важно: Правила перепоста материалов