Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 20 ноября 2024

Лесные рассказы

Польский взгляд

На Камерной сцене МДТ продолжается проект с длинным названием Фестиваль национальной драматургии, прозы и поэзии «МЫ и ОНИ = МЫ». Артисты одной из лучших трупп мира представляют сценические эскизы пьес, сочиненных в разных странах, по большей части бывшего соцлагеря, — острых, больных, связанных с проблемой национальной идентификации. Ближайший, второй по счету эскиз — «Темный лес» по пьесе поляка Анджея Стасюка — будет показан 10 декабря в 20.00 и 19-го в 19.30.

Олег Гаянов и Леонид Луценко


Как сказал Лев Додин, представляя проект: «Каждый пишет индивидуально, эмоционально. Цель театра — представить целый комплекс точек зрения на то, что происходило с миром и людьми в XX веке. А также, на мой взгляд, культура вообще и театр в частности должны преодолеть все, что творят политика и идеология.

Мир, перешагнув рубеж веков, остался в рамках старых представлений, не сделал выводов, не переосмыслил историю. В результате все болезни остались с нами. Прежде всего это национализм как идеология эпохи. Это трагическое, на мой взгляд, разделение культуры и церкви. Это, наконец, тот факт, что сегодня много где побеждают леворадикальные силы, что нам с нашим прошлым должно быть особенно страшно, но мы спокойно на это смотрим и даже радуемся».

Затевая проект «МЫ и ОНИ = МЫ», МДТ настаивает не на толерантности (это слово, как пояснил Лев Додин, ему несимпатично, потому что подразумевает, что мы должны терпеть тех, кто на нас не похож, «а Бог не велел терпеть ближнего, а велел любить»), а на том, чтобы представить национальную ситуацию, национальную историю с человеческих позиций. И в способности справиться с этой задачей с МДТ мало кто сравнится.

Сергей Мучеников, Екатерина Решетникова и Михаил Самочко

Первый эскиз по пьесе финского автора с эстонскими корнями Софи Оксанен был показан 10 дней назад. В нем фигурировали, как водится, палачи и жертвы, но палачами становились не только «русские оккупанты» в форме НКВД, а и сами эстонцы, для своих же. Но театр проявил свою позицию довольно четко: если сохранить беспристрастный взгляд на человека, понять и простить можно многое, возможно, даже всё. Беды начинаются тогда, когда человек теряет индивидуальную ценность, становится колесиком и винтиком чего угодно — истории, партии, государства. Именно такой подход к человеку МДТ этим своим проектом пытается опротестовать, разрушить.

Автор пьесы «Темный лес», выбранной театром для второго эскиза, — видный представитель польской литературы Анджей Стасюк (родился в 1957 году в Варшаве). Главные действующие лица в ней — поляки-гастарбайтеры на немецкой лесопилке. Смерть самого молодого из польских работников нарушает привычный ход действий и мыслей — вот этим-то сломом сознания, очевидно, и заинтересовался театр. В пьесе, как в польской литературе вообще, полно символов и шифров, раскрывать которые будут режиссер Сергей Щипицин и группа отличных актеров: Светлана Григорьева, Михаил Самочко, Екатерина Решетникова, Сергей Мучеников, Олег Гаянов и другие.

Фото Виктора Васильева
↑ Наверх