Газета выходит с октября 1917 года Friday 10 января 2025

Летний и Михайловский готовятся к новому сезону

Петербуржцы пока могут смотреть на сады, принадлежащие Русскому музею, только через решетку

Сады закрыты на просушку. Несмотря на хорошую погоду, земля еще сырая. Но в минувшую пятницу ворота садов Русского музея открылись для журналистов, которые смогли наблюдать, как освобождаются из деревянных ящиков скульптуры, увидеть запуск одного из фонтанов, полюбоваться первыми цветами и даже увидеть цветущие лимоны и распустившиеся розы.

Как только установится теплая погода, розы и лимоны в кадках вынесут из оранжереи наружу.

«Время здесь замирает, — говорит главный хранитель садов Русского музея Ольга Черданцева. — Центр города, толпы людей, поток автомобилей, шум, но заходишь в Летний сад — и словно попадаешь в другое измерение».

Высокие деревья, стоящие вдоль аллей, пережили зиму без потерь. «Минувшей осенью и зимой в городе было много сильных штормов, — рассказывает Ольга Черданцева. — Было много упавших деревьев — и в Петербурге, и в пригородах. А у нас ни одно дерево не упало, так тщательно мы за ними ухаживаем, лечим».

Деревья — единственное, что осталось от прежнего Летнего сада. Смириться с его новым обликом таким ретроградам, как я, все равно сложно. Даже в такой сияющий, теплый апрельский день, даже окунувшись в благословенную тишину, нарушаемую лишь звуком наших шагов и пением птиц. 

Режут глаз зеленые шпалеры, придающие некогда благородному саду какой-то провинциальный вид. Когда открывали Летний сад после реконструкции, помнится, обещали, что шпалеры скоро уберут — вот только кусты чуть-чуть подрастут. Оказывается — нет, не скоро.

«Мы советовались со специалистами, — объясняет Ольга Черданцева, — можно ли открыть липовую аллею, сняв шпалерные конструкции. И решили, что пока делать это рано — липа еще не настолько хорошо прижилась. Кроме того, мы опасаемся, что, если убрать шпалеры, некоторые посетители полезут на газоны, в боскеты, а там у нас проложена система капельного полива». 

Никак не смириться и с новодельными фонтанами. Когда они запущены, глядя на струи воды, переливающиеся в лучах солнца, еще можно забыть об их некрасивости. Но сейчас, без воды, вся их стилистическая несостоятельность видна особенно отчетливо.

В этом году все зацветет на две недели раньше.

Как рассказал журналистам заведующий филиалом «Летний сад, Михайловский сад и зеленые территории Русского музея» Сергей Ренни, фонтаны запустят к  Дню города: «Сейчас пока идет сложный процесс регулировки аппаратуры, запуск двигателей, пробная прокачка воды. Начать всю эту работу раньше мы не могли, поскольку, несмотря на сравнительно теплую зиму, системы, подводящие воду, были промерзшими».

Все же, на радость журналистам, специалисты провели пробный пуск небольшого фонтанчика в Красном саду, имеющего автономную систему подачи воды — из оранжереи.

В оранжерее двери нараспашку. Здесь царит аромат, напоминающий о знаменитом диоровском парфюме «Dolce vita». Он исходит от цветущих лимонных  и мандариновых деревьев. На некоторых висят плоды, правда, еще зеленые. Рядом с цитрусовыми — кусты роз и герани. Как только установится теплая погода, экзотические растения в кадках вынесут наружу.

В Красном саду в ноябре были высажены голландские тюльпаны. Луковицы хорошо пережили зиму. Сейчас уже видны ростки, а в конце мая появятся цветы.  Они будут красными и розовыми в полоску. Готов к цветению и «рябчик император­ский», произраставший в саду еще во времена Петра Первого. «В этом году все за­цветет на две недели раньше», — обещает Ольга Черданцева.

Освобождены из своего зимнего заточения и статуи. Журналисты смогли видеть, как появляется из деревянного ящика богиня весны Флора.

Сергей Ренни пояснил, что к копиям отношение столь же трепетное, как к подлинным мраморным статуям, ныне переехавшим в Михайловский замок. На зиму их укутывают в натуральную ткань, а затем запаковывают в деревянный ящик. Весной, после осторожного раскрытия, моют. Причем, как и в старину, предпочитают новейшим химикатам теплую воду и детское мыло. По словам Ольги Черданцевой, пройдет еще немного времени и копии тоже станут памятниками.

Курить в Летнем саду теперь нельзя — везде развешаны таблички с изображением сигареты, перечеркнутой красным крестом. Но в деревянных урнах, выкрашенных в зеленый цвет, можно увидеть окурки и пачки из-под сигарет. Зато на аллеях и газонах — чистота.

Лебеди, перезимовавшие в Зоопарке, вернутся в Летний сад в конце мая. 

В этом сезоне в Летнем саду ожидают почти миллион посетителей. Брать плату за вход пока не планируется. Летом в саду будут проходить воскресные концерты, в мае в боскете «Зеленые кабинеты» откроют детскую площадку, с мая по август пройдут фотовыставки на тему защиты природы. В сентябре соберут урожай в Аптекарском огороде и всем миром посадят луковицы тюльпанов в Красном саду. В ноябре развесят кормушки для птиц.

Первый взору журналистов явилась Флора — богиня весны.

В Михайловском саду вовсю цветут лиловые и белые крокусы (шафран) и синие сциллы. На газонах работает система капельного полива. 

Здесь лучше, чем в Летнем саду, — простор, вековые деревья и никаких новодельных павильончиков и зеленых заборчиков. С 6 по 15 июня в Михайловском саду пройдет традиционный, уже седьмой по счету фестиваль «Императорские сады России». В этом году он будет посвящен историческим традициям английского сада и новым современным дизайнерским решениям. «Искусство английского сада» — так звучит название выставки-конкурса садово-паркового искусства и ландшафтного дизайна, участникам предложены три номинации: «Традиции английского сада», «Сады великих и знаменитых» и «Сады воображения».

↑ Наверх