Газета выходит с октября 1917 года Thursday 28 марта 2024

Летний сад просят защитить от реконструкции

Защитники памятников направили обращение к министру культуры

Защитники памятников направили обращение к министру культуры

Летний сад: реставрация или реконструкция? Защитники исторических памятников боятся, что культовое место будет утрачено

 


«Реставрация Летнего сада больше похожа на реконструкцию» — вот главная тема письма, с которым лично к министру культуры обратились члены Всероссийского общества охраны памятников и Международный совет по охране памятников ИКИМОС. Они просят министра пересмотреть план реставрационных работ.
Действительно, изменения, которым подвергнется и уже подвергся Летний сад, столь масштабны, что говорить нужно скорее не о реставрации, а о коренной реконструкции.
По словам Михаила Мильчика, замдиректора НИИ «Спецпроектреставрация», единственным источником для воссоздания Малой оранжереи стал фрагмент плана Петербурга, выполненный Сент-Илером.

 

— Никакой иконографии, фиксации облика не сохранилось, так что обошлись отсылками к известным аналогам — ни о каком подлинном облике и речи быть не может. Это просто очень приблизительная «реплика на тему», — считает Михаил Мильчик.

С нуля — и столь же приблизительно, как и Малая оранжерея, — выполнен и Коронный фонтан. Да что там — все фонтаны, кроме «Лакосты» (его решили не «воссоздавать», а законсервировать, музеефицировать то, что осталось), будут сделаны практически с нуля.

— Нас часто обвиняют в том, что мы вместо того, чтобы реконструировать старое, предпочитаем создавать новодел. Но уверяю вас, фонтаны реконструкции не поддаются! Часто спрашивают: зачем делать фонтаны в Летнем саду? Да затем хотя бы, что Фонтанка названа в честь этих фонтанов, до этого она называлась Безымянный ерик, — говорит заместитель директора Государственного Русского музея по комплексной реконструкции и капитальному ремонту Владимир Баженов.

Кроме того, эксперты обеспокоены тем, что нарушается стилистическое единство Летнего сада, сложившееся за многие годы. По их мнению, в Летнем саду создается «временной винегрет» из останков подлинного, периода XIX века, и множества фальшивок — заново отстроенных без всякого научного обоснования петровских затей, которые были утрачены еще к концу XVIII века. Надо сказать, что это не смог отрицать и Владимир Баженов:

— Как можно сделать точную стилизацию определенной эпохи при таких деревьях? Мы делаем микс из разных эпох. Это реконструкция Летнего сада на XXI век. Не на XVIII и не на XIX!

Надо сказать, что обеспокоенность членов Всероссийского общества охраны памятников и Международного совета по охране памятников ИКИМОС несколько запоздала. Напомним, что «Вечерний Петербург» еще в январе информировал своих читателей о ходе реставрации и о связанных с ней проблемах, предупреждая, что привычный многим поколениям Летний сад исчезнет навсегда, а тот, что откроют после «реставрации», будет скорее всего похож на парк аттракционов с муляжами петровских затей и забав.
Сегодня уже мало что можно изменить.
В Русском музее, в комплекс которого входит Летний сад, тревоги общественников не разделяют. И обещают завершить работы в этом декабре. А открыть Летний сад летом 2012 года. Как сказал на одной из экскурсий для журналистов генеральный директор фирмы-генподрядчика Владимир Соловьев: «То, что сейчас в Летнем саду воссоздается, — это время XVIII — начала XIX века. Мы увидим Летний сад глазами людей прошлого. Ну а для людей, которые помнят его недавним, это будет новый Летний сад. Нам хотелось бы, чтобы он стал еще прекраснее, но новое всегда у многих вызывает и сомнения, и раздражение, и непонимание».

Галина Шолохова, доцент кафедры архитектуры СПбГАИЖCиА им. И. Е. Репина:

— Я не очень хорошо представляю, как будет выглядеть в отреставрированном виде Летний сад. Но ясно, что это будет не тот Летний сад, образ которого помнят и любят по крайней мере четыре из ныне живущих поколений петербуржцев — ленинградцев: таинственная прозрачная роща в центре города между Фонтанкой и Лебяжьей канавкой с белыми статуями, павильоном Росси, «дедушкой Крыловым», прудом с лебедями!

Ирина Тетерина, главный архитектор Русского музея:

— Да, конечно, я знаю об этом письме, и я с ним не согласна. Я участвую в осуществлении этого проекта и считаю, что решение, которое принято, наиболее приемлемо для Летнего сада. Да, сад меняется, он будет не таким, каким мы привыкли видеть его в последние годы. Не понимаю, почему именно представители организации ИКОМОС выступили с этим письмом. Ведь они входят в совет, и когда 3 — 4 года назад проходило утверждение этого плана, то ни у кого из них не было принципиальных возражений. И в сад мы их приглашали — они все сами осмотрели и не высказали никаких существенных замечаний. Так что их позиция мне непонятна.

Зинаида Арсеньева, фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх