Лев ДОДИН: Сегодня бесы торжествуют над бесами
В Петербурге ноябрь проходит под знаком Достоевского
Зачарованные симметричной датой — 11.11.11, многие из нас чуть не забыли, что 190 лет назад в этот день родился Федор Достоевский.
Кроме того, 11 ноября музей великого писателя отметил 40-летие со дня своего основания.
А еще в эти ноябрьские дни исполнилось 20 лет знаменитому спектаклю Малого драматического театра «Бесы».
Корреспонденты «ВП» решили отметить эти славные даты и отправились в Кузнечный переулок, где открылась выставка, посвященная поставленным Львом Додиным «Бесам».
Лев Додин считает, что в наше время сбываются все пророчества Достоевского. Фото: Натальи ЧАЙКИ
Почти все экспонаты на этой выставке — черные. Они сливаются с траурными стенами зала в Музее Достоевского. Черно-белые фото со спектакля и с репетиций, сделанные театральными фотографами Юрием Белинским и Виктором Васильевым.
Черный сюртук, черное платье, черная шляпка — костюмы к спектаклю.
Белым светятся только лица актеров на фотографиях, да воротничок костюма, да гусиное перо, да прокламация Сергея Нечаева, которую вкладывают в программку зрителям.
Праправнук писателя Дмитрий Андреевич Достоевский сравнил спектакль Додина с японским театром Кабуки. Фото: Натальи ЧАЙКИ
Художественный руководитель — директор Малого драматического театра народный артист России Лев Додин попытался заглянуть в самые темные недра человеческой души, чтобы в этих белых вспышках различить очертания бесов, гнездящихся там.
«Я сейчас прошел по выставке, мельком посмотрел на ранние фотографии. Конечно, сердце сжалось. За годы не замечаешь, как меняешься ты сам и меняются другие. Зато замечаешь, как меняется спектакль, — поделился с собравшимися режиссер. — «Бесы» рождались в муках. Помню нашу глубочайшую неудовлетворенность тем, что появилось на свет. Есть шутка о том, что у артиста имеется шкаф с разными стилями игры. Все актеры были молодые. И ничего из их шкафчиков тут просто не подходило. Это вызывало отчаяние, претензии ко мне, что я сам не знаю, чего хочу. Довольно трудно было. Во время премьерного спектакля я много времени проводил в туалете — потому что только там можно было побыть одному. Никого видеть не хотелось, настолько было страшно».
Лев Абрамович вспомнил конец 80-х — начало 90-х, когда рождался спектакль: «Мы проводили репетиции в 91-м году, в дни трагического августовского путча, который теперь все воспринимают почему-то как нечто опереточное.
И момент путча подсказал нам, как вполне реальное, конкретное бесовство проявляется в жизни. Хотя спектакль мы ставили не как памфлет. Речь идет об исследовании человеческой природы. Человек уничтожает других, а значит — уничтожает и самого себя. Так почему-то всегда случается».
«В чем вы сегодня видите проявления «бесовства»?» — спросил корреспондент «ВП» Льва Абрамовича.
«Да все в том же, — ответил режиссер. — Внутреннее озверение, стремление человека ко злу, допущение этого зла, издевательство над самим собой и над другими — это все и есть бесы. И трагедия в том, что мы с ними внутри спокойно проходим всю жизнь. Подтверждаются самые худшие пророчества Федора Михайловича, что даже больно. Читать его с годами все тяжелее».
Федор ДУБШАН