Газета выходит с октября 1917 года Sunday 12 января 2025

Лев Лещенко: Эстрада никому не нужна сейчас

Сегодня народный артист отмечает 70-летие

Спортсмен, комсомолец, красавец. В свои годы Лев Валерьянович находится в прекрасной физической и творческой форме, являясь не только лауреатом всех «Песен года», но и президентом баскетбольного клуба. Его ностальгические песни нынче опять востребованы по полной программе. Завидный юбиляр!

Фото: Михаила САДЧИКОВА-младшего

— Лев Валерьянович, вы ведь не только заядлый болельщик, но еще и президент баскетбольного клуба «Триумф» из города Люберцы Московской области… Зачем вам эти хлопоты?
— Мы с нуля организовали этот клуб вместе с Владимиром Назаровым, моим школьным и дворовым приятелем. И вот теперь болеем за «Триумф» в прямом и переносном смысле. Радеем, достаем деньги, приглашаем игроков, ездим на соревнования, иногда я даже вылетаю с командой в регионы.

Зачем? Просто мне это интересно! Спорт — реальная тема. Там действительно переживаешь сильные эмоции. К тому же это массовая история, народ сейчас к спорту тянется, с удовольствием ходит в залы, смотрит спортивные телеканалы. Футбольный и баскетбольный чемпионаты России проходят очень интересно, на высоком европейском уровне. Страсти кипят нешуточные. И мне приятно в этом участвовать. Да и чем мне сейчас заниматься? Эстрадой? Она никому не нужна сейчас…

— Что же вы так о том деле, которое вас кормит и поит? Или обидно, что нынче не ваши песни в хит-парадах?
— Старую добрую советскую эстраду я люблю, хотя не идеализирую. Но нынче все скатилось к коммерции, прокату, «промоушену». Настоящего эстрадного искусства в его классическом понимании практически не осталось. Помните, раньше Алла Пугачева делала великолепные шоу-программы, возила на гастроли огромное количество аппаратуры, декораций, костюмов. Это была норма, а сейчас если что-то подобное и случается, то в разовом варианте. Нынче звезды в основном занимаются «обмолотом». Колесят по городам и весям, фонограммки врубают… Какое там шоу!

Раньше я приезжал в Ленинградский спортивно-концертный комплекс имени Ленина с четырьмя трейлерами аппаратуры, света, звука, лазерной техники, а гастроли продолжались неделю, десять дней. А сейчас так приезжают Фил Коллинз и Эрик Клэптон!

А что касается хит-парадов, рейтингов, то это все выдуманная история, игра в шоу-бизнес. Про многих лидеров хит-парадов говорят: «Вот это звезда!», а приезжает новоявленный суперстар в Калугу и горит синим пламенем, потому что народ не хочет покупать билеты. От звезд в глазах рябит, а на самом деле очень мало артистов, как у нас говорят, работают на кассу, то есть способны собрать зал. Их удел — корпоративные вечеринки, клубные выступления, дни города и так далее. Вот там они герои каптруда!

— На недавнем концерте в БКЗ Елена Ваенга сказала, что хочет попросить Владимира Путина запретить пение под фонограмму, после чего сразу станет понятно, кто есть кто… Странно, почему ни Кобзону, ни вам с вашими-то связями и авторитетом не развернуть решительную борьбу с фонограммщиками?
— Ну а как бороться? На каждом концерте ходить проверять — не включен ли магнитофон? Неподконтрольная ситуация.
Вот если бы был принят закон, по которому за использование фонограммы артиста реально наказывали, лишали права концертной деятельности, все бы по-другому пошло. Хотя, мне кажется, в цивилизованных странах закона такого нет. Просто у них пение под фанеру — моветон. Если вдруг тебя уличат, то на твоей дальнейшей карьере будет поставлен крест.

У меня был такой случай. Я гастролировал в Америке с одной ленинградской певицей, которую заранее предупредили, что здесь ни под каким предлогом нельзя петь под фонограмму, но она все равно включила фанеру. Видно, иначе просто не могла. В результате разразился скандал, прибежал даже сенатор, местный продюсер сказал, что он разрывает контракт, денег не заплатит. Еле успокоили…

— Но даже после этого наши звезды колесят по Америке с фанерой, чему я сам был неоднократно свидетелем…
— Они же поют для русскоязычных эмигрантов. Думаете, кто-то работает на американскую публику? Да никто!

— Лев Валерьянович, правда, что песни «День Победы» могло и не быть в вашей судьбе?
— Первой признала мои права на «День Победы» Алма-Ата. Премьера была там. После этого я позвонил Давиду Тухманову из Казахстана ночью и сказал, что песня произвела на людей потрясающее впечатление, просил ее оставить за мной, на что он возразил, что решение уже принято: на телеконцерте в честь Дня Победы ее будет петь Леонид Сметанников. Его, как тогда говорили, пролонгировали. Леня и спел в майском «Голубом огоньке». Но по радио песня зазвучала в моем исполнении и народу понравилась.

После этого неожиданно заистерил могущественный в ту пору Союз композиторов. Его руководители пожаловались тогдашнему председателю Гостелерадио товарищу Лапину, что такую святую тему, как Победа, композитор Тухманов и певец Лещенко облекают в форму легкомысленного фокстрота, а текст песни состоит из достаточно примитивного набора фраз. По тем временам серьезное обвинение! Песню положили на полку и не давали в эфир до тех пор, пока я на свой страх и риск не спел ее 10 ноября, в концерте на День милиции…

— Как же товарищ Лапин пропустил ее в столь важном концерте?
—Тогда День милиции был неподконтрольным, транслировался в прямом эфире, да еще по двум каналам (точней, двум станциям, потому что ТВ-канал тогда был один). И редактура эту песню прошляпила. После чего на ТВ и радио посыпалось огромное количество писем от трудящихся, и уже никто не рискнул остановить волну народной любви.

 

Беседовал Болеслав СОКОЛОВ
↑ Наверх