Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

Ли Тамахори: Не приемлю диктатуру

Режиссер показал на Петербургском кинофоруме свой новый фильм «Двойник дьявола». В начале августа лента выходит в российский прокат. Обозреватель «ВП» побеседовал с постановщиком

— Мистер Тамахори, чем было вызвано ваше желание снимать фильм о двойнике сына иракского диктатора Саддама Хусейна?
— Не приемлю диктатуру. А сценарий «Двойника дьявола» показался мне интересным. Он достался мне по наследству от многих режиссеров, которые от него отказались. Одним из них был знаменитый Дэнни Бойл. Я хорошо понимаю тех, кто не стал ввязываться в эту игру, — тема взрывоопасная, и не каждый стремится «играть с огнем». Но я посмотрел: сценарий вполне приличный, может хороший фильм получиться. И решил рискнуть.

— Почему страной производства фильма числится Бельгия?

— Я уже говорил, что проект считался опасным, поэтому ни одна голливудская студия не пожелала его финансировать. Европейские страны тоже не горели желанием засветиться в титрах «Двойника дьявола». Каким-то чудом подписали на это Бельгию. Видно, у них были свои резоны.

В России Ли Тамахори более всего известен как создатель одного из фильмов бондианы — «Умри, но не сейчас». Фото: Михаила САДЧИКОВА-мл.

— Съемки проходили в Ираке?
— Нет, конечно. Нас туда просто не пустили. Поэтому мы стали думать, где снимать Ирак — в Марокко, Тунисе или Иордании. Я склонялся к последней, когда выяснилось: слишком дорого, наш бюджет в 12 млн. долларов такие затраты просто не потянет. И кто-то подсказал: Мальта. Там имеются определенные льготы для съемочных групп. Мальту, конечно, трудно представить Ираком, но работа на этом живописном острове нам очень понравилась.

— Как вы выбирали исполнителя главной роли (а их в фильме даже две — сына Хусейна и его двойника)?
— Разумеется, продюсеры хотели видеть в этой роли медийное лицо — типа Мэтта Дэймона, — чтобы оправдать расходы. Я же настаивал на том, что это должен быть актер, неизвестный широкой публике. К тому же ему должно быть 28 лет, то есть — не мальчик, но и не убеленный сединами джентльмен. Кастинг был очень серьезный, и я не буду называть тех, кто претендовал на роль. Могу только сказать, что все шло по моему плану — особенно популярных исполнителей не было. В честной борьбе победил Доминик Купер, семимильными шагами двигающийся к всемирной славе.

— Что было для вас самым трудным в работе над фильмом?
— Несомненно, тот факт, что Купер играл две роли. Когда оба героя встречались на экране, начиналась головная боль не только у меня, но и у всей съемочной группы. Не так уж страшно, когда они сидят рядом и даже — когда смотрят друг на друга. Самое сложное — «телесный контакт». Скажем, сделать так, чтобы двойники сражались друг с другом в рукопашном бою, — задача не из простых. В этом случае задействуется дублер, затем его лицо меняют на лицо Купера, и все это, разумеется, на компьютере.

— Но это же довольно дорогие спецэффекты, а вы сказали, что проект низкобюджетный?
— Совершенно верно. Львиная доля средств как раз и пришлась на эффекты. Из 54 съемочных дней около недели ушло именно на спецэффекты.

— В ваших фильмах снимались выдающиеся актеры, многие из которых, по слухам, славятся своими сложными характерами. Как вам работалось с этими звездами?
— Мне действительно повезло с актерами: Энтони Хопкинс, Морган Фриман, Ник Нолти, Пирс Броснан, Холли Берри. Всех и перечислить-то сложно. Но для меня всегда главным был результат: я же не на пикник с ними собирался, чтобы думать, сложатся у нас отношения или нет. Отношения с актерами для меня не так важны. Если он сыграл хорошо, то пусть он будет самым что ни на есть капризным, — лучше него для меня нет. А вообще я люблю молодых актеров. Таких, как Доминик Купер. Почему? Он еще не избалован, для него все в новинку, его еще можно чему-то научить. И еще — он ужасно старается. Это видно невооруженным глазом.

Материалы подготовил Дмитрий СОЛОВЬЕВ
↑ Наверх