Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Личное оружие: запретить или оставить все как есть?

«Вечерний Петербург» обратился с этим вопросом к экспертам после двух громких случаев «расстрелов»

...25-летний охранник, вооруженный гладкоствольным карабином «Сайга», в воскресный день врывается в храм Воскресения Христова в Южно-Сахалинске и стреляет по прихожанам. Погибает монахиня — мать священника Филарета, приехавшая на Сахалин помочь сыну, — она закрыла собой молящихся. Погибает прихожанин, еще шестеро ранены.

...Московский старшеклассник приходит в школу с двумя ружьями, убивает учителя и полицейского, прибывшего по вызову, ранит выстрелами нескольких человек.

Гарантий, что у каждого «человека с ружьем» с головой все в порядке, никто не даст.

Первый пользовался оружием, полученным легально. Второй взял оружие, полученное легально его отцом. После каждого такого случая эксперты спорят: одни выступают за тотальный контроль и запреты, вторые говорят, что оружие необходимо для самозащиты, а инциденты носят редкий и частный характер.

Как рассказал корреспонденту «ВП» сотрудник одной охранной фирмы, боевое оружие доступно. Только частному лицу его получить очень сложно, а по получении за ним устанавливается тотальный контроль. Легче получить травматические средства защиты или охотничье оружие. В любом случае человек не получит даже «Осу» без посещения психиатра и нарколога. Сотрудникам правоохранительных органов, военнослужащим, телохранителям определенной категории и инкассаторам проще. Конечно, закон требует проверять всех силовиков у психологов, психиатров и наркологов, но ответственность в данном случае возлагается на саму структуру. И например, охранные фирмы ищут способ обеспечить оружием своих сотрудников без проволочек. И часто находят.

Корреспондент «ВП» поинтересовался у председателя правления МРОО «Право на оружие» Марии Бутиной, не стоит ли в связи с участившимися случаями «расстрелов» вообще запретить владение оружием частным лицам.

— Очень многие получают оружие для собственной безопасности. Нормальный человек должен иметь защиту против вооруженного преступника. У нас есть статистика, что среди всех преступлений, в которых применялось оружие, легальное использовалось только в 0,003 процента случаев, — утверждает Мария Бутина. — Данных по примерам необходимой обороны у нас, к сожалению, нет. Мы пишем запросы, но МВД отвечает, что не ведет соответствующей статистики. Есть только данные от 2008 года, опубликованные в правительственной газете: за 11 месяцев 2008 года в Москве и области было 600 случаев необходимой самообороны. Оружие нужно. Только нельзя доверять оформление разрешений охранным фирмам, военным и полицейским структурам. Пусть человек сам проходит всеми инстанциями.

Руководитель автономной некоммерческой организации «Центр культурных программ» Любовь Волкова считает, что в России слишком низкий уровень культуры, чтобы разрешать людям покупать даже травматику:

— У нас люди друг друга и без ножей убивают, а вы хотите им дать оружие. Могут и с защитой переборщить. Из-за забора дачи расстреливать всех, кто идет мимо и вызывает подозрение.

Так что вопрос остается открытым. А законодательные инициативы — разрешающие или запрещающие — остаются лишь инициативами. После осенней стрельбы на Думской улице в Петербурге в Законодательном собрании Северной столицы прошли общественные слушания на эту тему. Но к единому мнению депутаты и общественники так и не пришли...

↑ Наверх