Газета выходит с октября 1917 года Thursday 7 ноября 2024

«Лирическое высказывание с элементами правды»

Сегодня у нас в гостях петербургская писательница Ксения БУКША, получившая в этом году премию «Национальный бестселлер» за роман «Завод «Свобода»

История создания романа примечательна: Ксения и ее друзья готовили документальную книгу о ленинградском заводе радиоэлектронных устройств, созданном в 1920-е годы, активно работавшем во время Великой Отечественной войны и пришедшем в упадок в 1990-е. 

(Завод этот, однако, в отличие от десятков подобных предприятий все еще функционирует и по-прежнему производит, по словам Ксении, «что-то оборонное».)

Ксения Букша.

Книга эта (современным языком — брендбук) так и не вышла. Зато когда Ксения разбирала собранный материал, перечитывала взятые у бывших и нынешних работников завода интервью, пересматривала фотографии, у нее возник замысел совсем другой книги. 

В романе автор предоставила слово своим персонажам — вымышленным, но перенявшим многие черты характеров и биографий реальных людей, рабочих и инженеров, с которыми Ксении довелось беседовать. 

Из многоголосья вырисовывается стройный и цельный сюжет.

Так, как если бы за повествование о судьбе советского оборонного предприятия взялась Вирджиния Вулф. 

— Ксения, знакомили ли вы с «Заводом «Свобода» кого-нибудь из заводчан — возможно, прототипов ваших героев? Если да, каковы были их впечатления?
— Да, читал тот человек, который нам больше всего помогал на заводе. Он в восторге. И еще некоторые заводчане — вроде бы им понравилось, некоторые читали отдельные куски.

— Нарвская застава, где разворачивается большая часть действия романа, — интересное во многих отношениях, можно сказать, знаковое место. Сейчас его принято считать мрачным, депрессивным...
— Да у нас вся страна довольно мрачная и депрессивная. Но при этом она — знаковое место, ха-ха.

— Критики считают, что «Завод «Свобода», хотя и написан современным литературным языком, возрождает полузабытый жанр производственного романа. Ставили ли вы перед собой такую задачу? 
— Нет, не ставила. Моей задачей было сочетать личное, лирическое высказывание с элементами документально-сти и правды.

— Вы пишете легко и быстро или подолгу обдумывая и переделывая текст?
— Пишу легко и быстро, потом нередко так же легко и быстро переделываю. Иногда по многу раз.

— В «Заводе «Свобода» вы тонко и точно передаете дух времени. Хотелось бы вам родиться раньше и жить в Ленинграде 30-х, 50-х или 70-х годов? 
— Нет!!! Конечно же, нет, ни в коем случае. Советский Союз совершенно мне не по душе. Но кое-что из тогдашней жизни по душе моим героям, которых я люблю и уважаю.

— Вы были одним из номинаторов на «Национальный бестселлер» романа «Теллурия» Владимира Сорокина. Можете ли назвать Сорокина своим любимым писателем? Кто вообще из современных авторов вам нравится?
— Любимым писателем назвать не могу, но он очень крут. 

Из современных авторов — есть хорошие книжки, даже очень хорошие, но они нравятся не по литературным соображениям, а по публицистическим, журналистским, как правило. А если по литературным, то никто не нравится так, чтобы дух захватывало. Все самые-самые — из недавнего прошлого и, как правило, не из России. 

— Девиз «Нацбеста» — «Проснуться знаменитым». Ощущаете ли какие-нибудь перемены в своей жизни?
— Скажу прямо, только не обижайтесь, пожалуйста: дурацкий вопрос!

Фото из архива писательницы
↑ Наверх