Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Листать или «кликать»?

«Радио Балтика» отметило День книги по-своему

В уютном помещении Балтийского медиацентра на Каменноостровском проспекте, 67, «Радио Балтика» собрало писателей, издателей и читателей, чтобы пролить свет на многие аспекты развития книги и писательского ремесла. На вопросы собравшихся отвечали главный редактор издательства «Амфора» Евгений Трофимов, петербургский писатель Илья Бояшов и литературный критик Никита Елисеев. 

Гости медиацентра стали первыми участниками буккроссинга от «Радио Балтика».

— В чем причина высоких цен на книги? 

Евгений Трофимов: — Это скорее вопрос к книготорговцам! Мы же идем навстречу как писателю, так и читателю, не завышая никаких планок, кроме как смысловых, стараясь сделать цену книги максимально приемлемой. По пути в магазин книга дорожает в два, а то и в три раза, хотя издатели стремятся довести ее себестоимость до каких-то микроскопических значений.

— Изменится ли ценовая политика с появлением электронных книг, будут ли они дешевле?

— Сказать сложно, но исходя из ощущений, это маловероятно: в ее подготовке тоже будут заняты люди, будут задействованы свои распространители, которые тоже захотят иметь свою прибыль.

— Каковы же перспективы развития электронной книги в России?

Илья Бояшов: — Сейчас книга электронная уже вытесняет печатную, это факт. Но здесь имеется и другая сторона медали: в отличие от Европы российский автор абсолютно не защищен от электронного пиратства. Еще пройдет добрый десяток лет, пока побирающийся на паперти писатель сможет стать эдаким достопочтенным буржуа, живущим на средства, заработанные на своих книгах. А пока все деньги будут пролетать мимо него с огромной скоростью. Электронные издания моментально скачиваются и спокойно обсуждаются на форумах. Сейчас очень забавно все сделано: на некоторых ресурсах рядом с кнопочкой «скачать бесплатно» есть ссылочка: «если вы хотите помочь автору, то заплатите тринадцать рублей». Так что до европейского уровня культуры электронных книг нам еще далеко и долго. 

— Удается ли сейчас открывать новые имена? Или выпуск нового автора — дело заведомо неприбыльное?

Евгений Трофимов: — Действительно, с новыми именами сейчас сложно. Просто необходимо понимать, что издательство — далеко не благотворительная организация, все завязано на коммерческом успехе, мы не можем напечатать книгу и положить тираж себе на склад. Продать книгу неизвестного молодого автора через торговые точки — очень и очень трудно! Я, конечно, жду, когда появится «тот самый автор», чей труд уже в первом прочтении окажется обреченным на успех, но надежд особых не питаю.

Илья Бояшов: — Могу сказать, что время «издательств-лабораторий» ушло, доминируют сейчас «издательства-фабрики». Мало кто может позволить себе рискнуть и выпустить молодого автора с тем, чтобы прежде всего его заметили критики и другие литераторы. Такое возможно было лишь за счет сверхприбыли, получаемой от продажи книг уже раскрученных писателей. Все эти начинания убила конкуренция: стоило молодому имени стать чуть более известным, как писатель перекупался более денежными издательствами Москвы. 

Никита Елисеев: — На самом деле во всей этой ситуации с молодыми именами нет ничего странного — она такая во всем мире! Это в Советском Союзе под лейблом «молодой автор» протиснуть в печать можно было что угодно. Но сейчас, при наличии Интернета и всяких блогов, молодые авторы начинают развиваться именно там, делая себе имя в Сети. 

Помимо интересной беседы всем пришедшим было предложено участие в буккроссинге, иначе говоря, обмене книгами. В холле медиацентра расположился стол, на котором можно было подобрать себе книжку по вкусу и, оставив свою взамен, прочесть что-то новое абсолютно бесплатно. Вообще радийщики хотят сделать буккроссинг традицией — заместить стол книжным шкафом, на полках которого благодаря постоянной ротации книги будут всегда новыми.

И тогда любой желающий, заглянув на Каменноостровский, 67, сможет обменять свою книгу на другую, им еще не прочитанную.

Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх