Логика мифа
На второй сцене БДТ пройдет премьера спектакля «Эрендира» по Маркесу
В Каменноостровском театре (он же вторая сцена БДТ им. Г. А. Товстоногова) 26, 27 и 30 октября пройдут предпремьерные показы и собственно премьера спектакля «Эрендира» по новелле Маркеса с дивным названием: «Невероятная и печальная история о несчастной Эрендире и ее бессердечной бабушке». В качестве режиссера дебютирует замечательный артист с петербургскими корнями Федор Лавров — ныне актер МХТ им. Чехова.
Спектакль «Эрендира» Фото: отдел Рекламы и PR БДТ им. Г.А. Товстоногова
Один из ключевых писателей второй половины XX века, нобелиат по литературе колумбиец Габриэль Гарсиа Маркес создал не просто ряд неординарных художественных произведений. Он закодировал в слове свой взгляд на мир, соединивший детскую наивность и великую мудрость. Его магический реализм (не слишком удачное, но общепринятое определение стиля Маркеса) — это по сути не отражение реальности, а мифотворчество, создание полноценной и совершенно целостной реальности, которая не предполагает деления мира на добро и зло, а предлагает принять его таким, как он есть. Как волю богов в языческих культурах. Как данность, с которой бесполезно спорить, а можно лишь попытаться описать, разумеется, не причинно-следственным способом, а исключительно поэтическим, полным роскошных метафор и именно что невероятных грез. История Эрендиры, описанная Маркесом, — это сон, где страшное выглядит смешным, а бабушка, которая заставила внучку собственным телом расплачиваться за сожженный по оплошности дом, оказывается той неминуемой ступенью, без которой свобода останется недостижимой. И нет ничего убийственнее для Маркеса, чем трактовать его метафоры буквально.
Так что главной проблемой при воплощении на сцене текстов Маркеса становится вопрос жанра. Согласно информации из БДТ, спектакль «Эрендира» создан как серия «ретабло» — ярких наивных картинок, запечатлевших чудеса религиозного толка. Боги впоследствии отошли на второй план, а сами невероятные события оказались на первом. Судя по фотографиям на сайте БДТ, художник Станислав Гроздилов, приглашенный Федором Лавровым, довольно точно чувствует стиль. Рядом с ним работают Вадим Гололобов из Театра АХЕ (в качестве художника по свету) и Константин Щепановский (видеохудожник) — имена обоих не впервые фигурируют рядом с именем Андрея Могучего, который взял на себя художественное руководство постановкой.
Фото: отдел Рекламы и PR БДТ им. Г.А. Товстоногова
В роли бабушки на сцене появится Нина Усатова, актриса с таким пробойным обаянием, что все грехи ей прощаешь не глядя. У роли Эрендиры — две исполнительницы, которых, несмотря на их молодость, уже не нужно представлять: приглашенная из МХТ им. А.П.Чехова Ольга Воронина и артистка БДТ Полина Толстун. В актерском списке есть и еще одно крайне привлекательной имя — это давняя соратница Могучего по Формальному театру Виктория Ротанова, она же Виктория Элефант, создавшая собственную музыкальную группу, работающую в стиле фрик-кабаре. Совершенно великолепная Вика сыграет Певицу.
Важно: Правила перепоста материалов