Лошади думают, караван идет
До 31 августа в Малом зале Музея нонконформистского искусства — выставка Александра Визиряко «Евразия»
«Евразия» — целый проект, включающий помимо живописных работ скульптурные объекты в виде плоских, силуэтных, вырезанных из доски лошадок; доски, из которых лошадки вырезаны, выставляются тут же. Лошадки эти, помимо того, что «выбредают» из плоскости, «забредают» в нее: на многих живописных полотнах можно заметить те же знакомые силуэты.
«Приручение». 2013.
Чаще лошади на картинах пребывают в «своей» среде — среди плоскостных, состоящих из больших локальных поверхностей лугов, гор и юрт кочевников. Иногда же художник играючи переносит первобытных лошадок в наш цивилизованный мир: лошадки бродят по современным столам среди несоразмерных предметов — еды, посуды и даже… скрипок. С одной стороны, это — напоминание нам, цивилизованным людям, о нашей внутренней Монголии, с другой — статуэтки в примитивном стиле давно стали модным трендом, и мы с удовольствием украшаем ими столы, буфеты и комоды.
Художник сознательно и легко играет с масштабами: лошади у него то больше гор, то меньше человека. Александр Визиряко, изучая первобытное искусство, увидел в древних наскальных изображениях плоскостность, отсутствие перспективы или же обратную перспективу, цветовые пятна, обведенные контурной линией, орнаментальность, лаконичность, информативность: «С точки зрения современного искусства все вышеперечисленное — это кладезь мудрости и источник вдохновения, точка опоры и «сборки» сознания и эстетического воззрения. Назовем его — евразийское искусство, которое не умерло в тысячелетиях, а растворилось в недрах народного творчества и ремесел», — объясняет художник. Ярким проявлением возврата к евразийскому неолиту он считает авангард ХХ века, находя первобытные мотивы у Филонова и Пикассо, Матисса и Кандинского…
Архаические, доисторические формы легко соседствуют с христианскими символами — агнцем, рыбой, что, разумеется, свидетельствует о приятии нашей цивилизации как она есть, со всем ее прошлым и будущим.
«Здесь представлено пространство, которое дает слушать музыку тишины. Это монументальность форм мезолита, когда человечество еще не знало войн», — считает искусствовед Наталья Регинская.
На вопрос одного журналиста, почему все же лошади, а не какие-нибудь другие животные, Александр Визиряко ответил: «Лошадь — основной вид транспорта в Евразии. Чингисхан вон на лошадях о-го-го сколько прошел. И потом, мне нравится, что лошадки молчат… потому что они думают».