Газета выходит с октября 1917 года Sunday 17 декабря 2017

Лучшая школа для первоклассника — всегда рядом с домом

Не нужно искать ее на другом конце города

В редакции «ВП» прошла горячая линия, посвященная проблемам школьного образования. На вопросы читателей отвечали Жанна Владимировна ВОРОБЬЕВА, председатель комитета по образованию, и Анна Вячеславовна ГРУБСКАЯ, заместитель начальника отдела общего образования комитета.

Жанна Воробьева

Анна Грубская

Как и ожидалось, читатели задавали много вопросов об изменении механизма приема в первые классы. В новом году уже не будет привязки к моменту подачи заявления. Главным критерием приема в первый класс станет место проживания будущего первоклассника и наличие (или отсутствие) льгот для зачисления. В школу, к которой для проведения первичного учета детей «прикреплен» дом, где проживает ребенок, он точно попадет (если, конечно, на то будет желание родителей). Какие адреса закреплены за какими школами, можно узнать на сайтах районных администраций, комитета по образованию, на портале госуслуг. Учтут и совсем новые дома. Но вот «перекрестного прикрепления» точно не будет. То есть конкретный дом будет закреплен за одной конкретной школой, а не за двумя-тремя.

Читатели часто спрашивали о том, не стали ли все-таки платными группы продленного дня. Нет, эта услуга по-прежнему будет бесплатна для родителей петербургских школьников.

Куда прикрепляют будущих первоклашек?

Хотел бы спросить относительно распоряжения комитета по образованию №5208-р от 18 ноября 2014 года. Там идет речь о категориях детей, имеющих преимущественное право зачисления в школу. Например, о братьях и сестрах учащегося. Меня же волнует пункт, в котором говорится о том, что льготой при зачислении могут пользоваться дети работников «данной образовательной организации». Нельзя ли убрать слово «данной»? Тогда дети работников школ получили бы преимущественное право зачисления в любую школу.

— Вряд ли мы можем согласиться с таким подходом. Ведь при разработке распоряжения мы исходили из интересов детей и их родителей. Если мама весь день на работе в школе, да и работа ее начинается в то же время, что и уроки у ребенка, она должна иметь право привести ребенка в ту школу, где работает. Поэтому речь идет именно о конкретной школе, в которой работает родитель. И не важно — самая востребованная это школа в районе или нет. Представляется, что дать льготу детям работников школ на зачисление в любую школу Петербурга — несправедливо по отношению к другим категориям родителей. Почему тогда учителям? Почему не врачам?

— Но что же делать, если работаешь далеко от дома, в другом районе, а школа рядом с домом — не самая лучшая? Как отдать ребенка в первый класс в хорошую школу, относительно недалеко от дома, в районе проживания?
— Вы можете подать заявление на общих основаниях. Льгота для зачисления детей работников школы действуют в отношении той, в которой работает родитель.

Отметим: даже федеральные льготники (например, военнослужащие и полицейские) имеют преимущественное право зачисления ребенка в школу по месту проживания (то есть в ту, к которой прикреплен адрес для первичного учета детей). Не в любую школу, а только в школу по месту проживания! В другие школы это право действует на свободные места.

Что осталось без изменения в правилах приема в первый класс?

— Заявление по-прежнему подается в электронном виде — либо через МФЦ (любого района, не обязательно района проживания), либо через портал госуслуг. После того как вы получите приглашение из школы, вы представляете документы.

— А что изменилось?
— Мы уже говорили о том, что теперь время подачи заявления роли не играет. Поэтому отстаивать очереди в МФЦ или ждать заветную «кнопку» на портале не надо.

Прием в первые классы школ будет осуществляться по территориальному принципу. Сохраняя закрепление школ за территорией всего района Санкт-Петербурга, при приеме в первый класс учитывается проживание ребенка в микрорайоне для проведения первичного учета детей. Такие микрорайоны уже не первый год закрепляются администрациями районов Санкт-Петербурга, чтобы обеспечить право каждого ребенка на получение образования. Это позволит обеспечить безопасность детей по пути в школу, свести к минимуму время на путь от места проживания ребенка до школы.

— То есть мы снова возвращаемся к схеме приема, которую некоторые родители называли «крепостным правом»…
— Необходимо отметить, что 70 процентов обращений родителей по итогам приемной кампании этого года были как раз о том, что родители не смогли отдать своего ребенка в ближайшую к дому школу! И еще раз скажем: лучшая школа для первоклассника — это та, которая ближе к дому. Не нужно гнаться за престижностью и возить ребенка в школу куда-то далеко. Поверьте, у вас еще будет время изменить образовательный маршрут вашего ребенка.

Новшество этого года: сроки подачи заявлений разделены на три этапа. Первый пройдет с 15 декабря по 19 января для детей, имеющих преимущественное право зачисления в школу, с 20 января по 30 июня — для ребят, проживающих в районе. С 1 июля начнут принимать заявления от не проживающих в районе (на свободные места).

Теперь подробнее о каждом этапе. Первый этап. Это, фактически, прием только в одну школу (братья или сестры учащихся, дети работников данной школы). Для федеральных льготников — прием в школу рядом с домом. Конечно, федеральные льготники могут подать заявления и в другую школу — но такие заявления будут все равно рассматриваться только на свободные места.

Второй этап. Можно подать заявление сразу в три школы, но прежде всего приглашение придет из школы, закрепленной для первичного учета детей. А дальше необходимо подождать, когда будут зачислены дети, проживающие в микрорайоне школы.

Таким образом, школы будут накапливать заявления в течение 30 дней. За это время все родители успеют подать заявление без очередей в МФЦ или в спокойном режиме на портале. Затем школа выбирает из общего списка заявления на детей, проживающих в микрорайоне первичного учета. Если вы подали заявление в этот период в ближайшую школу, значит, вашего ребенка зачислят в нее обязательно.

Количество оставшихся после зачисления свободных мест можно будет увидеть на сайтах школ в режиме реального времени. Затем школа начнет приглашать тех, кто проживает на территории района. При необходимости для решения сложных ситуаций будут привлекаться и конфликтные комиссии, которые созданы в каждом районе Санкт-Петербурга.

На третьем этапе с 1 июля начнется прием заявлений от граждан, проживающих в других районах (на свободные места).

 Если я подам заявление на втором этапе в две школы: в школу по месту проживания ребенка, но которая мне не очень нравится, и в другую районную школу, и мне придет приглашение из ближайшей школы, а потом выяснится, что в школе, в которую хотим поступить, остались свободные места, моего ребенка уже в нее не возьмут?

— Возьмут на свободное место. Родители могут выбрать и другую школу района или города, не обязательно расположенную рядом с домом.

 Будут ли пользоваться хоть каким-то преимущественным правом зачисления дети, которые занимались на платных подготовительных курсах?

— Нет.

 Вы говорите о закрепленных территориях по адресу проживания ребенка. Но если ребенок зарегистрирован по одному адресу, а реально проживает по другому?

— В заявлении есть графы для адреса регистрации ребенка и для адреса проживания ребенка. Если они совпадают, вопросов нет. Но если адрес проживания иной — при подаче документов непосредственно в школу вам нужно будет представить документы, которые подтверждают проживание в микрорайоне первичного учета детей или в целом на территории района. Перечень возможных документов есть на сайте комитета по образованию (раздел «Прием в первый класс»). Например, если ребенок проживает по месту регистрации родителей (или одного из родителей), но сам зарегистрирован в другом месте, достаточно представить паспорт одного из родителей ребенка с отметкой о регистрации по месту жительства.

Если чадо слишком активное

 Почему до сих пор не корректируется программа для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности? Такие дети не способны обучаться по общей программе, но не являются детьми с патологией. Просто для них необходимо изменять школьную программу и саму подачу программы. Проверку знаний у таких детей тоже необходимо проводить особым образом. У нас не стараются выявить таких детей, плохо знают этот диагноз и учителя, и психологи. Как решить эту проблему?

— Это не так. Сейчас школы сейчас очень четко отслеживают, в каких классах появляются ученики, не являющиеся детьми с ограниченными возможностями по здоровью, но требующие к себе особого подхода. Можно допустить, что где-то такого ребенка еще не заметили. Ведь учителя, преподающие в больших классах (по 30 и более учащихся), не всегда могут сразу увидеть особенности каждого ребенка.

Что предпринять родителям? Советуем обратиться в районную психолого-медико-педагогическую комиссию. Комиссия даст рекомендации с подробным описанием, что нужно конкретному ребенку для правильной организации учебного процесса. Эту рекомендацию родители могут отнести в школу, и тогда уже школа, получив квалифицированные предложения от специалистов из комиссии, создаст ребенку нужные условия для обучения. Например, составит индивидуальный учебный план, организует помощь тьютора или ассистента, организует дополнительные консультации как учителей, так и педагога-психолога или логопеда. Возможно, ребенку будет предложена школа с меньшей наполняемостью классов. С рекомендациями специалистов организовать обучение и помощь детям, требующим особого подхода, гораздо легче.

Отметим: дети с дефицитом внимания и гиперактивностью при должной коррекции учебного процесса достаточно быстро выправляются и в дальнейшем для них уже не составляет проблемы учиться в обычном большом классе. Так что очень важно не затягивать с обращением к специалистам.

— Но если родители не обращаются в районную комиссию, поскольку не хотят, чтобы комиссия передавала сведения о ребенке в школу?
— Не нужно бояться обращаться в комиссию. Комиссия не передает эти сведения в школы. Рекомендации вы получите на руки, и как поступить дальше — только ваше решение. Вы можете передать их в школу, а можете оставить дома и не использовать для корректировки образовательного маршрута ребенка.

— Вы упомянули о помощи тьютора и ассистента. За их услуги будут платить родители?
— Нет, родителям за помощь тьюторов или ассистентов (при их необходимости для ребенка) платить не нужно. Правда, и помощь тьюторов или ассистентов требуется не всем детям.

Если ребенок устает в спортивной секции

 Можно ли освободить ребенка от уроков физкультуры, если он занимается в спортивной секции? Дочь очень устает. А физкультура в школе — три раза в неделю.

— Родители должны помнить, что физкультура в школе — это такой же урок, как и математика или русский язык, и совсем освободить от физкультуры нельзя. К тому же предмет физическая культура абсолютно не идентичен кружкам и секциям в рамках дополнительного образования, которые посещают школьники после уроков.

Да, действительно, сейчас у детей в неделю три урока физкультуры, но третий урок школы стараются проводить в какой-либо иной форме. Это могут быть занятия по теннису, баскетболу, ритмике. Девочкам может быть предложена и аэробика. А освобождение от занятий физкультурой дается только врачом и по медицинским показаниям.

 У меня по графику отпуск в ноябре. Можно ли освободить дочь от школы на две недели? Хочу с ней поехать отдыхать. Другого варианта взять отпуск у меня нет, иначе рискую потерять работу. Что делать? Конечно, я с дочерью пройду программу, которую она пропустит.

 — Вам необходимо написать заявление на имя директора школы, указать в нем, по какой причине ребенок не будет посещать школу, и, конечно, понимать, что дополнительных уроков с ребенком учителя проводить потом не будут. Значит, и программу придется наверстывать самим. Конечно, это не очень хорошо — срывать ребенка с занятий в середине учебного года, но раз ситуация такова, как вы описываете, думаем, что директор пойдет вам навстречу.

Если у вас требуют деньги на охрану

 Должны ли родители платить за охрану школы, сдавать деньги на хозяйственно-бытовые нужды и прочее?

— Не должны. Организация охраны школы осуществляется по договору образовательного учреждения с охранной фирмой (причем, согласно законодательству, эта фирма должна иметь лицензию и соответствовать установленным требованиям).

В целом необходимо отметить, что на все, что необходимо школе для образовательного процесса, будь то приобретение учебников или обеспечение безопасности детей, выделяются средства из бюджета Санкт-Петербурга. И за это родители платить не должны.

Конечно, попечительский совет, родительский комитет школы может принять решение об оказании благотворительной помощи школе. Но только на добровольной основе. Принципиален вопрос добровольности таких пожертвований.

***

В этом году открыли двери 691 школа, 1059 детских садов, 49 учреждений среднего профессионального образования.

Впервые принимают учеников три новые школы (в общей сложности на 2350 учащихся). Это школа №509 Красносельского района, школа №482 Выборгского района, школа №319 в Петергофе. В сентябре запланировано открытие «Академии талантов» — учреждения совершенно иного типа, которому по решению губернатора было предоставлено отреставрированное здание Каменноостровского дворца.

В школы идут 430 тысяч детей, из них 47 тысяч первоклассников (в минувшем году первоклассников было на 4,5 тысячи меньше).

В детские сады — 240 тысяч малышей. В прошлом году в детских садах было дополнительно создано 9 115 мест, в этом году — еще более 10 тысяч.

Системами видеонаблюдения оснащено 991 учреждение (в том числе 69,2% школ). В 2015 году системы видеонаблюдения были установлены в 36 школах, завершается установка еще в 10 учреждениях.

Все ученики будут обеспечены учебниками. На закупку учебников из бюджета города выделено около 400 миллионов рублей.

Число педагогических работников в школах за год увеличилось на 3 тысячи и составило 75 740 человек. Из низ 824 — молодые специалисты.

↑ Наверх