Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Лучшие картины уже в Китае

В Петербурге открыта масштабная выставка, посвященная юбилею Санкт-Петербургского союза художников

Более трех тысяч картин представили мастера реалистической школы изобразительного искусства на выставке, посвященной 80-летию Санкт-Петербургского союза художников (СПбСХ), продолжившего более чем вековые традиции Императорского общества поощрения художеств. На экспозиции представлены работы членов всех десяти творческих секций, действующих при СПбСХ, — монументального искусства, живописи, графики, скульптуры, плаката, декоративно-прикладного искусства и других. Принцип отбора работ был прост: от каждого художника по произведению. Объемы при этом оказались такими, что экспозиция с трудом уместилась на трех площадках — в Центральном выставочном зале «Манеж», в залах СПбСХ на Большой Морской, 38, и в выставочном зале СПбСХ «На Охте».

«Выставки — это наш итог, выставки демонстрируют нашу творческую и идеологическую зрелость, наши достижения. Но выставки вскрывают и наши слабости — это школа: выставки учат» — так народный художник СССР Евсей Моисеенко отвечал на вопрос, зачем художникам выставляться.

В коммерческих галереях, которых в Петербурге тоже немало, мы всего этого не увидим. Потому что здесь практически нет конъюнктуры и галереи, рассчитанные на туристов, такое не берут на продажу. Так что у петербуржцев есть отличная возможность увидеть, что искусство живо.

Корреспонденту «ВП» удалось в торжественной суете вернисажа остановить и задать несколько вопросов председателю секции живописи СПбСХ Андрею Базанову.

— Организаторы выставки удовлетворены тем, что получилось?
— Можно я сначала скажу кое-что, а потом отвечу на ваш вопрос? К сожалению, радость открытия юбилейной выставки несколько омрачена. Буквально накануне этого большого события от нас ушли народный художник России Юрий Межиров и заслуженный художник РСФСР Андрей Яковлев. Это большая потеря. И к сожалению, неизбежная. Но хорошие художники всегда оставляют память о себе в своих картинах. Теперь отвечаю на ваш вопрос. Конечно, всегда хочется большего. Мы отбирали лучшие работы из предоставленных художниками. Потом долго спорили, стоит ли группировать ретроспективу — работы больших мастеров шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годов прошлого века — в отдельном зале. Но решили включить ее в общую экспозицию. Так во всяком случае видно, что и современные художники под стать мэтрам. Заверю вас в одном: все участники выставки — профессионалы высокого класса.

— В Петербурге огромное количество художников. А есть ли отдача? Я имею в виду материальную сторону вопроса…

— Отдача есть, когда есть понимающий зритель. А его надо воспитывать. Затем и выставки. Удивительно, но Китай поднялся в этом вопросе. Китайцы скупают лучшие произведения. Кстати, тут я вернусь к предыдущему вопросу — некоторые художники не смогли представить свои лучшие картины, потому что многие из них были увезены в Китай.

↑ Наверх