Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Любил император всякие чудачества

340 лет назад родился художник Георг Гзель

«Россика». Имена, которые стоят за этим термином, обозначающим иностранных художников в России, нынешнему зрителю малоизвестны. И, тем не менее, именно с них, этих итальянцев, немцев, французов, началось в России светское искусство.


Это они приезжали сюда, в Петербург, по приглашению Петра Первого в XVIII веке и были здесь придворными художниками, часовщиками, заведовали театральными постановками и… учили русских юношей тому, что умели сами.

Один из таких художников — Георг Гзель. Он учился в Вене и Амстердаме, где и познакомился с императором Петром и был приглашен им на службу в Россию. Занимался Гзель, как и большинство иностранных художников, всем: делал рисунки для ученых — ботаников и биологов, создавал проекты придворных праздников, учил начинающих художников. Очень забавна история одного из портретов работы Георга Гзеля — портрета великана Николя Буржуа, которого Петр Первый, обожавший всякие чудачества, также привез из Амстердама. Император и сам был человек высокий, но рост Буржуа его просто потряс: 2 метра 27 сантиметров! Петр сделал Буржуа своим гайдуком-телохранителем, ездившим на запятках кареты. Правда, привез император Буржуа совершенно для других целей: хотел «вывести» новую породу людей, чтобы служили у царя гренадерами, а потому женил Буржуа на рослой чухонке. Да только дети, как часто это бывает, у рослых родителей родились маленькие (а может, их и вовсе не было — историки по-разному трактуют этот вопрос). Главное, что эксперимент не удался. Сам Буржуа вскоре умер, и Петр приказал сделать из него... чучело для Кунсткамеры. А портрет великана теперь находится в Русском музее. На одних правах с портретами императора.

Конкурс

VI международный фестиваль «Императорские сады России», который пройдет с 7 по 16 июня в Михайловском саду Русского музея, также подарит своим посетителям немало удивительных историй, а возможно и чудачеств! Ведь в этом году в фестивале примет участие знаменитый Асисяй, а ныне художественный руководитель Большого Санкт-Петербургского государственного цирка Вячеслав Полунин.

Победители конкурса получат в подарок один из каталогов Русского музея и приглашения на торжественное открытие фестиваля.

Вопрос:

В одном из зимних садов, которые так любили устраивать в своих дворцах аристократы, после революции «поселился» бюст Ленина и картины на революционные темы. В каком же?

1. В Зимнем саду дворца балерины Матильды Ксешинской (ныне Музей политической истории).

2. В Зимнем дворце Мраморного дворца (ныне Русский музей).

3. В Зимнем дворце Великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной (ныне Дом ученых).

Правильный ответ на предыдущий вопрос нашего конкурса:

Борис Яновский в своих «Воспоминаниях о Врубеле» пишет: «…на хуторе Ге, где мы жили с ним вместе, он затеял «оргию роз». Мы нарвали в саду бесконечное количество роз, усеяли все столы, окна, люстры, причем Врубель проделывал все это с огромным увлечением. Но любил веселье и умел веселиться…»

Мы благодарим всех за внимание к нашему конкурсу и просим присылать ответы на электронный адрес arsenevaz@mail.ru.

↑ Наверх