Любить барокко — все равно что любить жену
В Петербурге представили проект «Открытые академии музыки»
Лучшие музыканты мира поделятся своими знаниями со студентами музыкальных вузов, а также со всеми, кому интересна музыка барокко.
Ансамбль «Prattica Terza» возродит звуки, которые никто не слышал несколько веков.
Художественный руководитель и инициатор проекта руководитель ансамбля «Prattica Terza» Георгий Благодатов мечтает сделать так, чтобы открытые академии стали в равной степени образовательными и концертными проектами в области исполнения музыки XVII — XVIII веков. «Мы хотим учесть сложившуюся у нас традицию преподавания и исполнения музыки барокко и взять все лучшее из западного опыта, где подобный формат открытых академий хорошо развит», — рассказал Георгий Благодатов.
Партнером проекта стал Музыкальный колледж им. Римского-Корсакова. Именно здесь прошли первые мастер-классы открытой академии, посвященные клавесину. Их провел профессор Амстердамской консерватории выдающийся клавесинист Боб ван Асперен. Организаторы объясняли представителям СМИ, что ван Асперен для клавесинистов все равно что Ларри Кинг для журналистов — такой же гуру в своем деле. Музыкант дал и единственный сольный концерт в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии при участии ансамбля «Prattica Terza». Они исполняли произведения Баха и Куперенов.
Боб ван Асперен не устает признаваться в любви к этой музыке.
Ван Асперена спрашивали перед концертом, почему открытые академии начинаются именно с клавесина. Он отвечал, что клавесин — это один из символов эпохи барокко, а вот на вопрос, почему он так любит старинную музыку, великий клавесинист улыбнулся и сказал: «Ну, это все равно что отвечать на вопрос, почему ты любишь жену». Он говорил о свободе старинной музыки, о ее тайнах, которые привлекают музыкантов XXI столетия: «В новом тысячелетии мы можем увидеть сохранившиеся старинные партитуры, но мы не знаем, не можем услышать, как играли эту музыку современники, я хочу реконструировать то, что было. Я делюсь своим опытом со студентами, уровень ваших — достаточно высок, но к каждому я стараюсь найти индивидуальный подход — с кем-то мы говорим о философских задачах, с кем-то — о практической, технической стороне — как сыграть».
Знаменитый клавесинист особо подчеркнул, что проект «открытые академии музыки барокко» будет сотрудничать с известным российским фестивалем «Early Мusic».
Вторую Открытую академию организаторы планируют провести в сентябре. Она будет посвящена опере барокко, результатом открытой академии должна стать полномасштабная постановка оперы раннего барокко.
Фото Даниила Рабовского и Галины Артеменко