Газета выходит с октября 1917 года Friday 5 июля 2024

Эта игра была честной

Одним нерядовым шахматным центром в Петербурге стало больше — в минувшую субботу в Балтийском медиа-центре открылась Шахматная гостиная Балтийской медиа-группы

Шахматная гостиная Балтийской медиа-группы открылась в преддверии традиционного Открытого чемпионата Санкт-Петербурга по молниеносной игре в шахматы (по блицу), который посвящается памяти заслуженного работника культуры РФ Валентина Семёнова. В этом году турнир, который состоится в 58-й раз, соберет всех любителей питерских шахмат (без привычного многим отбора) в Городском шахматном клубе имени Чигорина 10 декабря.

Петр Свидлер сыграл в четыре руки с Иваном Краско...

Во время торжественной церемонии открытия Шахматной гостиной на Каменноостровском, 67, с огромного экрана к шахматистам и гостям Балтийского медиа-центра обратился чемпион мира ФИДЕ-1999 Александр Халифман. Он сказал, что очень важно поддерживать шахматы в городе на Неве, как это много лет делает «Вечёрка».

В гости в Шахматную гостиную пришли вице-президент Санкт-Петербургской федерации шахмат Владимир Быков, заместитель исполнительного директора  Санкт-Петербургской федерации шахмат Ирина Судакова, шестикратный чемпион России обладатель Кубка мира-2011 Петр Свидлер, его наставник Андрей Лукин, который привел своего нового ученика, чемпиона мира среди 14-летних Кирилла Алексеенко, народный артист России Иван Краско, режиссер Влад Фурман со своей супругой актрисой Нелли Поповой, питерские шахматисты Максим Новик, Алексей Елисеев, Сергей Иванов, Максим Русанов, Алина Балаян, Юлия Громова, Вероника Минина, Марина Лупик.

После торжественных речей за шахматной доской встретились Петр Свидлер и Ирина Судакова. В паре со Свидлером сел играть народный артист России Иван Краско, в дуэте с Судаковой — режиссер Влад Фурман, постановщик поздних серий «Бандитского Петербурга». Среди болельщиков — супруга Свидлера Ольга и двое его сыновей-близнецов Данила и Никита.

«На Мемориале Ботвинника Карлсен — Чмилите играли похожую партию против Ароняна — Даниелян, но здесь, чувствуется, партия поинтереснее», — комментировали знатоки питерского блица.

Нешуточное это, надо признать, дело: думать надо «за себя и за того парня» —  первый ход своим цветом любитель делает, второй — профессионал, и так далее, пока кто-нибудь мат не получит. Партнеры призадумались над тактикой «командной игры в две руки». Свидлер, для которого «просто сидеть рядом с Иван Ивановичем» уже было огромной честью, доверял партнеру разрабатывать «партейную» стратегию. «Похоже, я играю вторым номером, — уточнил он. И полушутя добавил: — Не напортачить бы мне где-нибудь — вдруг подставлю фигуру».

Фурман, удивленный уже тем, что Свидлер с ним «просто сел за одну доску», доверился очаровательной партнерше. «Я боялся: как же мне двигать фигуры так, чтоб никакую не подставить, ведь беседовать с Ириной запрещалось, — пояснил нюансы тактики Влад. — Предложил ей было следующий план: буду водить рукой над ними, а вы, Ирина, если сочтете ход неправильным, тихонько толкнете меня ногой. Но оказалось, так тоже нельзя».

Иван Краско, как в свое время Остап Бендер, сделал бодрый, но типичный ход е2 — е4. Соперники ответили «зеркально». Однако дебют, разыгранный Краско и Свидлером, оказался на удивление оригинальным. Иван Иванович бросился в атаку и вскоре подставил ладью. У Фурмана затряслись руки. «Что делать? Сдаваться, сдаваться???» — подумалось режиссеру.

«Белые ведут атаку, создают определенные угрозы — их пешка с g4 обозначила необычайно агрессивные намерения, — комментировал гроссмейстер Сергей Иванов. — Но еще Тарраш говорил: одна фигура стоит плохо — вся партия стоит плохо. Черные централизовали свой материал и заготовили ответную атаку в центре: если сейчас проходная у белых падет...»

Финальная стадия турнира «Пара месяца» продлилась до позднего вечера.

Пала, родимая, причем довольно быстро. Ход нашелся даже без подсказок Судаковой. Свидлер помялся — предложил перевернуть доску: все было кончено. Вспомнилось: «Вам мат, гроссмейстер».

«Иван Иванович Краско как шахматист произвел очень серьезное впечатление в дебютной стадии партии — играл правильно, агрессивно, нацелившись на мат, — уточнил Свидлер. — Меня потрясло, что он сделал, абсолютно без подсказок с моей стороны, пару ходов, которые я сделал бы и сам. Увы, потом увлекся — и забыл, где у нас стоит ладья на ферзевом фланге. Мне кажется, что он думал: пожертвуем слона, затем сделаем тихий ход — и у нас будет неотразимая угроза на королевском фланге. А на самом деле до решающей угрозы не хватало одного-единственного — темпа».

А Ирина Судакова между тем осталась за доской — вместе с одним из лидеров вечёркинского турнира Александром Соцким приняла участие в финальной стадии турнира «Пара месяца», который сама же придумала. Впрочем, на медальный «подиум» на сей раз не попала. Победили здесь Мария Бутук и Максим Новик, набравшие 14 очков, второе место заняли Вероника Минина — Алексей Елисеев (13, хотя Елисеев в личной встрече Новика обыграл), третье — Алина Балаян и Илья Дужаков (13).

Прямая речь
Иван КРАСКО, народный артист России:
— Когда-то в нашем городе был, можно сказать, шахматный бум: играли поголовно все. В театрах, помню, актеры опаздывали на выход, увлекшись сражением за доской. Вот в Театре имени Веры Комиссаржевской, где я служу поныне, Эммануил Шварцберг, игравший драматические партии с Сергеем Боярским, отцом Михаила Боярского, напрочь забывал, что должен выходить на сцену. Так по громкой связи объявляли: «Эммануил Григорьевич, вы на сцене? Эммануил Григорьевич, где вы?» А Шварцберг отрывался от доски, обводил собравшихся вокруг нее непонимающим взором, изрекая: «Меня, что ли, зовут? Я не ослышался?» Увы, сейчас в театре за кулисами никто о шахматах не вспоминает…

Я шахматы в молодости любил — со свояком мы ночи напролет просиживали за доской на даче. Наш интерес к игре подстегивало то, что мы были равны по силам, — в шахматах соперничество не физическое, а интеллектуальное.

Пора бы, честно говоря, задуматься о возрождении в городе шахмат. Слышал, будто в некоторых школах вводятся уроки игры. Правильно! Если уж уроки закона божьего внедряют в классную программу — так шахматам в ней и подавно самое место. Молодым душам это пойдет только на пользу.

Подготовили Владислав ПАНФИЛОВ и Борис ОСЬКИН
Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх