Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Люблю высокие соборы, Душой смиряясь, посещать…

Музей-памятник «Исаакиевский собор» — Музей четырех соборов — открыл новый концертный сезон

«Зачем я сажаю алюминиевые огурцы, а-а,  на брезентовом поле!..» Отвязная песня последнего рок-романтика возносится к величественным, уходящим в запредельность сводам Смольного собора. Здесь звучит, конечно, не только Цой, но и Бах, Рахманинов, Альфред Шнитке и Леонид Десятников.
Побывали в соборах и корреспонденты «ВП».

Исаакиевский собор
Браки заключаются на колоннаде Исаакия
В тот день в городе бушевал ураган с нежным именем «Офелия». Под померкшим в ненастный день золотым куполом Исаакия, из-под выворачивающихся наизнанку зонтов, мы разглядели какие-то странные сооружения, напоминающие виселицы. «С их помощью мы спускаем ангелов на кровлю, — объяснил директор музея Николай Буров.— Мы их всех по очереди усиленно лечим, реставрируем. Сейчас первый этап реставрации близится к завершению, в ближайшее время вернется на свое место апостол Петр. Вылечим, уверяю вас, всех: и ангелов, и архангелов! И снова ангелы будут стоять над этим великим городом, который они хранят уже 150 с лишним лет! Кстати, за время белых ночей здесь прозвучало более полусотни предложений «выходи за меня замуж!». Это уже становится городской традицией».

И маленьким, и взрослым Исаакий дарит свой свет. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Николай Буров пригласил всех на грандиозное свето-музыкальное действо, которое состоится 4 ноября. Прозвучит «Литургия» Сергея Рахманинова. Для создания уникальных световых эффектов, когда вслед за музыкой подсвечиваются те или иные иконы, скульптуры и мозаики, была закуплена сложная осветительная система, которая монтировалась почти три года.

Смольный собор
Мой дом, как старый клавесин, из моды вышел…
Всеобщее внимание привлек красующийся на сцене «Монарх». Так зовут гордость концертного зала — орган, приобретенный два года назад.

Новшество этого сезона — открытие двух абонементов «Органная музыка Европы» и «Органные вечера в Смольном соборе».

Кирилл Иванов, замдиректора музея по концертно-выставочной работе, пригласил  на променад-концерты органной музыки, которые длятся три часа.

«Конечно, музыка самодостаточна, — заметил художественный руководитель и дирижер Камерного хора Смольного собора  Владимир Беглецов. — Но мы экспериментируем, создаем настоящие музыкальные спектакли!» Так, исполнение «Страстей по Иоанну» сопровождается видеорядом прогулки по современному Иерусалиму, а  концертное исполнение оперы «Евгений Онегин» идет на фоне сменяющих друг друга видеопроекций картин русских художников.

Кирилл Иванов пообещал, что вскоре к органу добавится  фламандский клавесин. И возможно, клавесинные концерты будут устраиваться на знаменитых чердаках Смольного собора, которые сейчас, можно сказать, пропадают зря.

Фото: Натальи ЧАЙКИ

Это цифровой инструмент новейших технологий, по звучанию, однако же, не уступающий своим мощным предшественникам. Журналисты могли убедиться в этом, прослушав несколько произведений Баха в исполнении Марины Вяйзя (на фото). Наш вездесущий фотограф Наталья Чайка подсмотрела за процессом.

277 ступеней и штормовой ветер
Напоследок мы отправились на звонницу, куда ведут 277 ступеней. На уровне чердаков лестница вдруг превратилась в винтовую, а потом и вовсе сделалась узкой, железной и не внушающей особого доверия.
Легкое головокружение заставило корреспондента «ВП» отказаться от дальнейшего восхождения. Но фотокор Наталья Чайка мужественно отправилась покорять вершину.

Впрочем, пространство чердаков — грандиозное: как же строили раньше, с каким размахом! Кое-где высота потолков доходит до 10 — 12 метров. Каменная кладка и деревянные перекрытия из лиственницы и сегодня, две с лишним сотни лет спустя, кажутся несокрушимыми. Во время войны ленинградские школьники покрасили стены противопожарной краской, здесь, на чердаках, стояли зенитные орудия, обстреливающие вражеские самолеты…

На такой высоте (50 метров), объяснила экскурсовод, всегда дует ветер. Даже в те дни, когда на земле полный штиль...

Панорама Петербурга, снятая с высоты 50 м 25 см. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Концерты в Смольном соборе
14 октября — «Органная музыка Европы». Музыка Нидерландов, Испании, Италии. Григорий Варшавский (орган), Марина Черноусова (сопрано).
15 октября — «Посвящение Петербургу». Русские народные песни и наигрыши, петровские канты, псалмы. Ансамбль Дмитрия Покровского.
23 октября — Государственный камерный хор Армении.
27 октября — Вечер органной музыки. Моцарт, Шуберт, Сен-Санс, Дебюсси.
28 октября —  «Евгений Онегин» (опера Чайковского в концертном исполнении).
30 октября — Сергей Рахманинов. «Всенощное бдение» (переложение для мужского хора). Мужской хор «Согласие».

Сампсониевский собор
Две пары красных чулок на год
В осеннем воздухе далеко разносится пронзительная мелодия: флейта и «немножко нервно». Во дворе самого старого храма Петербурга, заложенного в честь Полтавской победы, играет на флейте высокий красавец в старинной военной форме.

Цвет формы сам по себе уже говорит об истории Преображенского полка. Фото: Натальи ЧАЙКИ

«Нет, мы не актеры, — рассказал корреспонденту «ВП» гвардеец. —Мы члены клуба «Лейб-гвардии Преображенский полк», а этот полк участвовал в Полтавском сражении. Форма не бутафорская —аутентичная, изготовленная по специальному заказу в мастерских Мариинского театра! Зеленый кафтан, красный камзол и красные чулки. Цвет выбран не просто так: Преображенский был единственным полком, который в битве под Нарвой не побежал с поля боя, а стоял до конца — по колено в крови!»

Но одежду приходилось беречь. К примеру, на целый год воину полагалось лишь две пары красных чулок.

В храме по благословению настоятеля проводятся концерты — «музыкальные среды». Исполняется только духовная музыка.

А ведь мы могли бы и не увидеть всей этой красоты!. Фото: Натальи ЧАЙКИ

30 октября 1930 года президиум ВЦИКа постановил закрыть храм, было вынесено решение о целесообразности разборки Спаса-на-Крови. Но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нем склад декораций.
В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников. 12 апреля 1971 года храм был передан на баланс музея «Исаакиевский собор».

Спас-на-Крови
«По дурости разрушили в одночасье, а воссоздавать пришлось десятки лет!»
Мраморный пол закрыт ковровым покрытием. Экскурсовод объяснила: иначе тонкие (не более сантиметра) пластинки итальянского мрамора, положенные на черновой мраморный пол, быстро стираются. Сейчас собор готовится к важному событию — возвращению отреставрированных, вернее, воссозданных в технике горячей эмали Царских врат иконостаса. Они были выполнены когда-то на ювелирной фабрике Овчинникова — мастера не менее знаменитого на рубеже XIX — XX веков, чем Фаберже.

От врат, ведущих в алтарь, сохранился лишь каркас. Почти не осталось никаких архивных документов. В распоряжении петербургских реставраторов Виктора Никольского и Ларисы Соломниковой были лишь черно-белая фотография 1907 года и цветная литография «Освящение алтаря».

Под сводами храма хор звучит особенно возвышенно. Фото: Натальи ЧАЙКИ

«Когда-то по дурости разрушили в одночасье, а воссоздавать пришлось десятки лет!» — прокомментировал Николай Буров, заверив, что Царские врата займут свое место в храме уже в конце декабря.

Зинаида АРСЕНЬЕВА
↑ Наверх