Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Любовь бывает разная...

До 1 апреля в Мраморном дворце — выставка Соломона Россина «Отчий дом».

Настоящее имя художника — Альберт Соломонович Розин. Псевдоним он взял в середине 1960-х, когда работал школьным учителем в одной из деревень Архангельской области. Нетрудно заметить, что «Россин» — от слова «Россия». И хотя сейчас Соломон Россин живет и работает в основном во Франции, его темой по-прежнему остается наша страна — русская история, нынешняя жизнь русской глубинки. «Я часто приезжаю сюда — без России я страдаю, — признается художник. — Все мои персонажи родились из этюдов с натуры, никакого вымысла нет». И это он говорит несмотря на то, что среди деревенских персонажей (в основном подгулявших) почти на каждой картине затесались черти… ну, или мелкие бесенята. Двое чертей из-за стога подсматривают за влюбленной парой в лодке («Ликующая даль»), черт, скромно потупившись, сидит рядом с девушкой на скамейке («Свидание»). «Да, это любовь, она же разная бывает…» — так объясняет Россин появление иррациональных персонажей.

Фригидная Венера. 2006.

Можно расценивать это как юмор, но скорее — это боль за Россию, погрязшую в пьянстве, разврате и нищете. На картине «Два окошка» старушка сидит, пригорюнившись, рядом с покосившейся избушкой, как и сто лет назад, только рядом столбы с проводами — электричество в деревни все-таки провели. Картина «Отчий дом», давшая название выставке, отсылает к евангельской притче о блудном сыне, только вместо богатых палат вельможи — хатка, напоминающая конуру, да и сын… похоже, он не вернулся после долгих странствий, а пытается поднять с крыльца и отвести в дом пьяного папашу — по просьбе стоящей тут же весьма нелюбезной мамаши.

Как и все художники-нонконформисты, Россин в формальном смысле абсолютно свободен, он вырабатывает собственный канон: тревожные цвета, деформированные контуры. Здесь редко встретишь плавную линию — все прерывисто, симметрию — все чуть-чуть криво-косо, даже руки-ноги у персонажей обычно разной длины.

Отчий дом. 2004.

При этом нельзя сказать, что картины Россина — беспримесная «чернуха»: во-первых, своих «маленьких людей» он изображает с юмором, во-вторых — в сюжетах присутствуют и иные измерения, историческое, например. И хотя к «бытовой» вере простого народа художник относится скептически (об этом говорят картины «Верую», «Вечерняя молитва», где образы снижены — по пословице «И рад бы в рай, да грехи не пускают»), он все равно различает добро и зло — в триптихе «Расстрел митрополита Вениамина» все становится на свои места.

Одновременно с выставкой в Мраморном дворце портреты и пейзажи Россина можно увидеть в «Namegallery», что на набережной канала Грибоедова, 33.

↑ Наверх