Любовь к геометрии как мечта
До 13 декабря в Эрарте — выставка Якова Чернихова «Коды геометрии»
Яков Чернихов (1889 — 1951) — советский архитектор, график, педагог. Учился в Одесском художественном училище, потом поступил на живописный факультет Академии художеств в Петербурге. В 1916 году переходит на архитектурный факультет, где обучается под руководством Леонтия Бенуа. Из альбома «Архитектурные фантазии».
Академию художеств он закончил в 1925 году, уже в другое время. Занимался проектированием промышленных зданий и комплексов, единственная сохранившаяся постройка — канатный цех завода «Красный гвоздильщик» с водонапорной башней. Расположен шедевр промышленной архитектуры недалеко от музея, буквально в пяти минутах ходьбы. Прийти посмотреть на него надо сейчас, кто не успел, потому что вскоре рядом с башней будут построены несколько зданий.
Собственно архитектурное наследие Якова Чернихова, как видим, невелико, но огромен его вклад в развитие графики и архитектурной мысли. Архитектор считал, что владение графическими приемами, начертательной геометрией, рисунком — обязательные навыки наряду с грамотностью.
На рубеже 1920 — 1930-х в Ленинграде были изданы книги архитектурных фантазий Якова Чернихова, принесшие автору всемирную известность: «Основы современной архитектуры» (1929 — 1930), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933). О ценности его графического наследия говорит печальный факт: более тысячи работ были похищены, на выставке представлены факсимильные копии.
Андрей Чернихов, внук архитектора, председатель благотворительного фонда Якова Чернихова, сказал на церемонии открытия, что задачей выставки было «показать жителям Санкт-Петербурга универсальность его мысли, представить его как архитектора-фантаста. Он предчувствовал и компьютерную графику, и оп-арт, говорил, что современной архитектуре необходимо дальше и глубже заглянуть в пространство-время».
Яков Чернихов заглядывал в параллельные пространства постоянно, о чем свидетельствуют его архитектурные фантазии и мечты. Одна из серий прямо называется «Архитектурные сказки»: этим причудливым построениям вряд ли когда-нибудь найдется место в реальной жизни. «Он был графоманом от слова «графика»: по ночам создавал архитектурные сказки. Владел всеми возможными графическими техниками», — рассказывает Андрей Чернихов.
На вопрос, помнит ли он знаменитого деда, ответил так: «Он умер, когда мне было три года. Помню только, как он брал меня на руки, подбрасывал под потолок. Он был очень высокого роста, поэтому взлетал я высоко, сосало под ложечкой... — вспоминает Андрей Александрович. — Он ушел, конечно, очень для меня рано».
На выставке представлены не только работы, но и личные вещи архитектора, среди которых — большая коллекция медных старообрядческих икон: «Это я из дому привез — у него была огромная коллекция металлических икон и крестов. Вряд ли он собирал их просто так. В них есть та геометрия, которой прекрасно пользовались русские авангардисты. И для него это тоже была геометрия».