Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Любовь к родному пепелищу

До 6 декабря Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина) приглашает на выставку петербургского художника  Вадима Воинова «Лирический супрематизм», на которой представлены функциоколлажи мастера из циклов «Лирический супрематизм» и «Предметный абстракционизм».

Вадим Воинов — создатель авторской галереи «Мост через Стикс» на Пушкинской, 10, участник многих групповых и персональных выставок; три из них проходили не где-нибудь, а в Эрмитаже.

На рубеже 1970 — 1980-х Воинов придумал жанр функциоколлажа: «Я четверть века проработал научным сотрудником Государственного музея истории Ленинграда, одной из моих прямых обязанностей было ходить по выселенным домам и проверять, представляют ли они архитектурную ценность. Люди оставляли массу вещей, которые никакой музей, конечно, не брал, да они там и не поместились бы никогда. Я понял, что их можно соединить». Соединение, конечно, не произвольное: предметы определенным образом скомпонованы и закреплены на плоскости; часто плоскость представляет собою цветной или черный квадрат, прямо отсылающие к Малевичу. Но Вадим Воинов полемизирует с Малевичем, он заменяет беспредметность — предметом, причем реальным и конкретным. Отсюда слегка иронические названия серий: какая в отстраненном супрематизме может быть лирика, а в абстракционизме — предметность?.. «Функциоколлаж» — условное название, — уточняет художник. — По принятой в русском авангарде классификации мои работы являются контррельефами. Термин «функцио-» утверждается очевидной функциональностью взятых для коллажа вещей и гипотетической возможностью пользования ими». Например, «Предчувствие Черного квадрата» представляет собою черный квадрат с закрепленным посередине значком — профилем Сталина. Здесь актуализуется одно из произвольно-поэтических толкований произведения Малевича: «Черный квадрат» — не заведомо ничего не говорящая геометрическая фигура, а изображение «черной дыры», затянувшей жертв исторических катаклизмов ХХ века.

Помимо функциоколлажей посетители выставки могут ознакомиться с изречениями автора из сборника «Словарь новой мифологии» — они-то и придают ироническим функциоколлажам оттенок лиризма: «Интеллигенция — роман Толстого с послесловием Достоевского»; «Биография художника — только грунт на холсте его жизни»; «Любовь — победа подсознания над учением Зигмунда Фрейда» и т. д., и т. п.

На вопрос, что он будет делать, когда материал для функциоколлажей закончится, художник ответил: «За городом, в поселке Сергиево, у моей жены есть домик, я туда всё свез — на много лет хватит».

Татьяна КИРИЛЛИНА
↑ Наверх