Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 20 ноября 2024

Людмила Чурсина: Хочу отчитаться перед Петербургом, что 20 лет в Москве не прошли даром

15 и 16 октября народная артистка представит свои новые работы

 

Этой актрисе всегда везло на героинь, погруженных в средневековые страсти. Когда-то леди Анна из «Ричарда III», леди Макбет — а вот теперь и королева Элинор в пьесе Джеймса Голдмена «Лев зимой»… Это все она, народная артистка России, лауреат Государственной премии — актриса Людмила Чурсина. 


15 и 16 октября Людмила Алексеевна выйдет на сцену ТЮЗа им. Брянцева в двух спектаклях Театра Российской Армии — «Та, которую не ждут» по пьесе соратника Лорки и Гильена испанца Алехандро Касоны «Утренняя фея» и «Элинор и ее мужчины» (так назвали эту постановку «Льва зимой»).

Этот формат в Театре Российской Армии называют «Творческим отчетом». Впрочем, перед отчетом на сцене состоялся отчет устный, где мы имели возможность побеседовать с Людмилой Алексеевной и ее коллегами о будущих гастролях.

«Мы варвары. Все с нами ясно»

— Петербургская публика — особая по своей воспитанности, восприятию, театральности, — говорит Людмила Чурсина. — Они не будут откровенно хохотать на показанный палец. Зато реакция у нее всегда точная, конкретная и грамотная. Поэтому мне захотелось приехать сюда не с антре­призными спектаклями.

Нужно было привезти серьезные, главные мои работы. Прожив несколько десятилетий, я вдруг ощутила такую необходимость. Ленинград был моей колыбелью — здесь на «Ленфильме» я снялась в своей первой большой картине «Донская повесть», выходила на сцену Александринки. Хочется отчитаться перед городом, что 20 с лишним лет в Москве не были потрачены даром.

Александр Васильевич Бурдонский (режиссер-постановщик обоих спектаклей. — Прим. ред.) уверовал в мои возможности и предложил мне эти роли. («Эти роли я готовил специально на Людмилу Алексеевну. И, по-моему, это две ее большие удачи. В Москве мы имели успех, теперь волнуемся, как это пройдет в Петербурге. Хочется верить, что мы никого не разочаруем», — подчеркнул во время нашей беседы режиссер.)

Я на репетиции ходила как на праздник. Хотя праздник этот бывает очень сложным, со слезами, с необузданными нервами. 

Наверное, каждый актер считает, что те роли, которые он сейчас играет, — самые значимые. Вот так у меня с этими ролями...

В Петербург, по-моему, несколько раз привозил свой вариант голдменовской пьесы «Ленком» — у них это называется «Аквитанская львица». Там Элинор играет Инна Чурикова, а Генриха — Дмитрий Певцов. 

Мы не ходили смотреть спектакль, пока не состоялась наша премьера и не прошло четыре-пять спектаклей.

— А чего вы опасались?

— Я, например, очень большая обезьяна (смеется). Если меня что-то поражает — я тут же это вольно или невольно перенимаю.

Но потом, когда мы уже почувствовали, что стоим на рельсах, — все-таки посетили «Львицу».

Это совершенно другой, чисто ленкомовский спектакль. Наш — намного жестче. Я думаю, нам к этому дает повод сам автор. Не случайно моя героиня Элинор говорит: «Сейчас 1181 год. Мы варвары. С нами все ясно». Наверное, сегодняшняя жизнь тоже не слишком-то нежна. 

— А надо ли от этой жесткости уберегать молодежь? Как вы относитесь к тому, что на программках ваших спектаклей теперь значится «16+»?

— Это же не требование, а просто рекомендация для родителей. У нас на «Ту, которую не ждут» приходят даже десятилетние. Там очень много полезного для детского созревающего сознания. В «Элинор» — да, есть моменты, пожалуй, эротического плана.

— Как вам работается с молодыми коллегами?

— Мне у них есть чему учиться. Во мне давным-давно созрел огромный полицейский — который мешает мне же самой. Когда нужно на сцене вытащить негатив — приходится отпустить себя, распахнуться. А молодежь у нас более свободная, она это умеет.

Так сложилось, что у нас на обоих спектаклях возникла потрясающая актерская атмосфера. Мы поддерживаем друг друга, переживаем один за другого.

— Вы сказали, что начнете репетировать третий спектакль. Можно о нем несколько слов?

— Очень, очень интересная пьеса, — ответил режиссер Александр Бурдонский. — Я никогда таких не ставил. А Люда никогда такого не играла. Боюсь сглазить, скажу только два слова: там про великую пианист­ку, которая переживает тяжелую драму. Это немножко напоминает по остроте психологического конфликта  «Осеннюю сонату» Бергмана. И это будет, видимо, «18+» — там эротики много. Я не собираюсь, конечно, никого раздевать, но там об этом много говорится. Очень современная, жесткая вещь.

Недостаток любви созидающей

— Вот, кстати, раз уж мы вспомнили о кино. Как вы относитесь к ситуации на «Ленфильме»?

— Как к этому можно относиться? Печалиться, негодовать и надеяться. А вдруг случится чудо?

— Людмила Алексеевна, вы сказали, что ваш спектакль «Элинор и ее мужчины» — достаточно жесткий, под стать нынешней эпохе. Там вы сыграли не только любовную историю, но и отражение каких-то сегодняшних политических бурь?

— Не только сегодняшних, но и вчерашних, и будущих. Власть, любовь, недвижимость — это то, что всегда будет создавать конфликты между людьми.

Там, в спектакле, все действие происходит в одной семье, которая разрушается. 

— Мы наблюдаем и сегодня похожие вещи. Я не могу поверить, что так поступают друг с другом родители и дети, — но мы видим это по телевизору. Тут дело не просто в нехватке любви, а в недостатке любви созидающей, — уточнил режиссер. И попросил: — Прочтите тютчевский эпиграф к нашему спектаклю, Люда! 

И Людмила Чурсина прочитала:

— «Единство, — возвестил оракул наших дней, —

Быть может спаяно железом лишь и кровью...»

Но мы попробуем спаять его любовью —

А там увидим, что прочней...»

— Вот это — камертон всего того, что нам было дорого в этом спектакле и в моем персонаже. И будем надеяться, что за оставшиеся дни ничто нам не помешает. Ни погода, ни мой охрипший голос, — заключила артистка.

Ложечка дегтя для зрителей

— На спектакль «Та, которую не ждут» 15 октября мы совсем не пускаем в продажу билеты, — заявила директор ТЮЗа Светлана Лаврецова. — И простой зритель не сможет туда попасть. Билеты распределяются по городу через различные фонды, Союз театральных деятелей, их получат депутаты... 

Со вторым спектаклем дело обстоит чуть лучше:

— На «Элинор», на 16-е число, — тоже очень много заявок. Поэтому на те билеты, что все-таки попали в кассу, — цена снижена максимально. Самые дешевые стоят 300 рублей, а самые дорогие — около 500. Только чтобы отбить приезд и размещение театра.

Будем надеяться, что в следующий раз Театр Российской Армии приедет отчитаться перед всеми петербуржцами, а не только перед избранными и теми счастливцами, кто успеет взять билетик на 16 октября.

 

↑ Наверх