Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Людмила Рубина: Будьте добрее друг к другу, тогда и дети наши станут добрее

Начинать воспитание родителям нужно с себя

Сейчас много говорят, что дети стали жестокими, что они могут совершить страшные поступки, что и в голову бы не пришло их сверстникам еще лет пятнадцать назад. Вот недавние примеры, получившие широкий общественный резонанс: семь человек избили одноклассницу (одни из них били, другие — смотрели), подросток подрался с учителем, коллективное изнасилование одноклассника, заснятое на видео. Что же происходит с мальчиками и девочками нашего времени? Об этом разговор с Людмилой Павловной Рубиной, главным детским психиатром Санкт-Петербурга, заслуженным врачом РФ.

Воспитание — это не слова
— Удивляться, что такое происходит, увы, не приходится. Ведь сейчас дети кругом видят очень много жестокости. Я бы даже сказала, что жестокость в нашей стране насаждается искусственно. Кино, телевизор, компьютерные игры — все пропагандирует жестокость. Получается так, что зло торжествует, добра нет. Дошло до того, что и тюрьмы преподносятся во вполне даже радужном свете. Жестокость в школе, на улице, в общественном транспорте, в семье, наконец. Если, к примеру, мама с папой при выяснении отношений доходят до рукоприкладства (что, к сожалению, случается во многих семьях), то в сознании ребенка четко формируется установка: так вести себя можно.

Все это и будет продолжаться, пока не изменимся мы сами, не проанализируем свои поступки, не поймем, что воспитание — это не слова, а организация жизни ребенка и все, что происходит вокруг него. Ребенок все меньше видит доброго. Доброта — это не только чтение назидательной сказки и уж тем более не покупка требуемой игрушки. Добро — это все то, что ребенок видит и чувствует в обычной жизни. Если мы с вами будем более внимательными, более добрыми друг к другу — и дети наши будут добрее. Если же мы дожили фактически до состояния стаи волков, какое добро мы покажем следующему поколению?

Кстати, есть научные данные, которые показывают: изменить сознание, мировосприятие людей можно только через три поколения. Поколением считается временной отрезок в 25 лет. То есть если мы сейчас бросим насаждать жестокость, а, наоборот, будем пропагандировать доброту, то только через 75 лет мы можем получить общество, члены которого будут терпимыми друг к другу. Этих людей предстоит выпестовать не в одном поколении!

А мы с вами порой и сами не замечаем, как гасим зачатки доброты к людям в наших детях. Вот простой пример: ребенок в автобусе уступает место женщине с сумками. А мамочка дергает его за рукав: «Сиди, ты еще маленький!» Зачем же удивляться, что этот маленький со временем превратится в большого эгоиста, что аукнется и на его отношении к мамочке.

Вот кто-то высказывает предложение ввести в школах наказание розгами, как в старые добрые времена. Но в нашей ситуации, во-первых, будут перекосы и простое, но ощутимое средство наказания превратится в средство шантажа, во-вторых, родителей-то не отстегаешь. Хотя, право слово, и надо бы порой.

Зачем вам ребенок?
— Так что же делать?
— На глобальные изменения в обществе мы с вами вряд ли можем повлиять. Но начнем с себя. Учтите: чаще всего в различные конфликтные ситуации попадают дети, в чьих семьях отсутствует понимание, есть напряженность, недоговоренность в отношениях. Когда к нам за помощью обращаются дети, оказавшиеся в той или иной конфликтной ситуации в школе, в классе, мы обязательно смотрим на семью (то же правило действует и в отношении детского сада). Если в семье ребенку комфортно, его понимают, то, во-первых, он будет подсознательно обходить возможные конфликтные ситуации. Во-вторых, он не будет терпеть и дожидаться, когда начавшаяся проблема перерастет во что-то серьезное. Например, подойдет к педагогу: «Мария Ивановна, не хочу сидеть за одной партой с Петровым, мне лучше с Ивановым». И расскажет обо всем дома, проблему и пути ее решения обсудят все вместе, а в случае необходимости обратятся в школу. То есть проблема будет решена в самом начале.

И помните: вы начинаете выстраивать отношения с ребенком буквально с первого дня его жизни. Ребенку необходимо не только питание и чистый памперс (хотя я, к слову, за пеленки). Ребенок должен чувствовать, что его любят, его успехам радуются. Если же малыш не чувствует вашего тепла, вашего интереса к нему как к личности, он потихоньку эмоционально начнет жить сам по себе, с течением времени все больше отгораживаясь от вас.

Безусловно, будущим родителям (и особенно матери) еще до наступления беременности нужно задуматься, а зачем, собственно, им ребенок. Чтобы удержать мужа (жену)? Чтобы рассчитывать на стакан воды в старости?  Вот и превращается ребенок в игрушку, только что без завода!

Эта же проблема касается и довольно обеспеченных семей. И в них ребенок как бы остается за бортом. Благо есть няни, самораскачивающиеся колыбели, бутылочки со смесью, хорошие игрушки и одежда. Есть все. Тепла — нет.

Отмечу и еще одну печальную особенность нынешнего времени. Резко возросло количество инцестов. Да, это бывало и раньше, но сейчас приобрело поистине масштабы бедствия. Насилуют отчимы, отцы, братья — родные и сводные. А у ребенка — глубочайшая травма на всю жизнь, и травма, которая может закончиться (даже спустя годы) суицидом.

Причем в большинстве случаев мать знает о том, что происходит в семье. И молчит. Молчит, потому, что, к примеру, не хочет терять любимого мужчину — отчима ребенка. Хочет продолжать жить с этим мужчиной и дальше!

Для ребенка каждая неприятность — катастрофа
— Вы затронули тему детского и подросткового суицида. В чем его отличие от принятия решения об уходе из жизни со стороны уже взрослого человека?
— Считаю, что если с детьми случается беда, обычно в этом вина взрослых. Потому что взрослый человек при возникновении сложной ситуации защищен своим собственным жизненным опытом, некоторым даже цинизмом, выработанным при разрешении конфликтов. У ребенка нет опыта, для него каждая неприятность может восприниматься как катастрофа. Поэтому мы, взрослые, должны быть очень осторожны в своих высказываниях и поступках.

Что касается детских и подростковых суицидов, то они, как правило, совершаются либо в состоянии аффекта, либо являются сугубо демонстрационными (чтобы кому-то что-то доказать). Лишь в исключительных случаях суицид остановится осознанным поступком.

— Были ли случаи, когда вина за суицид ребенка все-таки ложилась на педагогов?
— Да, была одна трагедия, в которой вина учителя оказалась доказанной. Дело происходило в нашем городе уже достаточно много лет тому назад. Во втором классе учительница провела контрольную работу по математике. Мальчик (допустим, звали его Вася Сидоров) написал ее на двойку. (Между тем напомню, что хронический «неуд» по математике отнюдь не говорит о том, что человек — бестолочь. Сколько талантливых людей, в том числе и в области точных наук, с трудом заканчивали школу!) Учительница поставила Сидорова перед классом и сказала примерно следующее: «Дети, Сидоров опять получил двойку по математике. А контрольная была легкой. Ее не мог написать только дурак. Давайте повторим, кто у нас в классе дурак!» И весь класс хором повторил, что Вася Сидоров — дурак.

Мальчик вернулся домой и повесился. По счастью, квартира была коммунальная, кто-то в это время вошел и вовремя вытащил ребенка из петли. Но сколько боли пережил ребенок! И удушье, и стресс! К сожалению, не знаю, как в дальнейшем сложилась судьба ребенка. Его родители после этой трагедии переехали в другой город. В суд на учительницу они не подавали, только жалобу в роно.

Но и без суда ясно: эту даму близко нельзя подпускать к детям. Однако вполне возможно, что на решение мальчика покончить счеты с жизнью мог повлиять и страх перед родителями, и разочарование в сверстниках.

— Вы говорите о страхе перед родителями. Понятно, что в пьющей семье на ребенка могут поднять руку. Но чего бояться в семье благополучной?
— Приведу пример. Ребенок возвращается из школы домой с тройкой. Дома его ждет вкусный обед, да и сама квартира — замечательная. Кожаные диваны, дорогой телевизор, экзотические ковры (ступить на которые в тапках не разрешается). Никакой асоциалки. Но при этом ребенок знает, что за тройку его будут пилить неделю, ставить ему в пример более успешного одноклассника, говорить, что он бестолочь и из него ничего путного не вырастет. И так далее. К сожалению, многие родители не делают попыток понять ребенка, разобраться, что происходит, почему он получает тройки. Хотя, возможно, тройка — не результат невыученного урока, а следствие плохого настроения учителя, конфликта со сверстниками и прочих причин.

— Как предотвратить возникновение конфликтов между детьми петербуржцев и гастарбайтеров?
— Государство должно предоставить этим людям нормальные условия, раз уж оно их сюда вызвало. То, как у нас порой живут приезжие из бывших союзных республик, — недостойно великой державы. Что касается детей, то они должны учиться в обычных школах, вместе с коренными петербуржцами (если требуется, для приезжих должны быть введены дополнительные уроки русского языка). И приезжие дети должны как можно быстрее интегрироваться в наше общество.

И еще хочу вас всех спросить: откуда вообще пошло это унижающее отношение к гастарбайтерам? Разве не их деды и прадеды вместе в нашими дедами и прадедами защищали Родину в годы войны? Не они отстраивали разрушенные врагом города? У нас очень короткая память! В школах нужно больше говорить об общей истории наших народов.

Каждый ребенок переживает несколько критических периодов в жизни.
Первый. В возрасте около трех лет (когда вы отдаете малыша в детский сад).
Второй. В первых классах школы (не все дети быстро привыкают к школе, у некоторых период адаптации может затянуться на год-два).
Третий. Переходный возраст, период полового созревания. Обычно начинается в 14 — 15 лет.
В названные периоды родители должны быть особенно внимательны к детям. Каждой семье рекомендуется взять за правило один день в неделю проводить вместе (ездить за город, ходить по музеям) и хотя бы раз в день вместе сидеть за обеденным столом, обсуждая возникшие проблемы, прочитанные книги, значимые для ребенка события.

Городская кризисная служба для детей и подростков располагается по адресу: ул. Чапыгина, 13. Телефон доверия кризисной службы
234-34-00 (круглосуточно). На телефоне работают только специалисты: психологи и психотерапевты.
В кризисной службе ведут прием психологи, психотерапевты, логопед, юрист. Здесь проводятся сеансы арт-терапии, музыкотерапии, киновидеотерапии. Открыт свой лечебный театр (в нем играют ребята, что называется, с проблемами — в семье, в школе, в общении со сверстниками).
Служба располагает помещением для ночлега. На случай, когда ребенок, сбежавший по каким-либо причинам из дома и обратившийся в службу поздно вечером, мог бы переночевать в хороших условиях. В дальнейшем ребенка либо отправляют в приют (кризисная служба сотрудничает с городскими приютами), либо домой, предварительно помирив с родственниками.
Вся помощь, оказываемая кризисной службой, бесплатная.

Беседовала Татьяна ТЮМЕНЕВА
↑ Наверх