Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 21 января 2025

Людмила Улицкая: К семидесяти годам я научилась радоваться

Знаменитая писательница встретилась с читателями в рамках проекта «Открытая библиотека»

Команда организаторов проекта месяц за месяцем прикладывает огромные усилия для того, чтобы люди имели возможность бесплатно приходить на встречи с выдающимися писателями, учеными, журналистами и артистами нашей страны. В последний день ноября Библиотеку имени Маяковского посетила Людмила Улицкая.

Начался разговор с действительно серьезной темы — взаимодействия политики и культуры. Людмила Евгеньевна поделилась:

— Вот уж триста лет, как качается маятник и Россия находится как бы между Европой и Азией, совершая эти колебательные движения. Стоит заметить, что, возможно, не было за последние пятьдесят лет большего ухода от Европы, чем сейчас, что для меня чрезвычайно печально. Весной я была в Австрии на фестивале оперы, и в его рамках выступали самые видные политики, в том числе президент Австрии. Я была поражена, когда услышала его рассуждения. он сказал, что культура и политика напоминают ему супругов в длительном браке, которые друг другу давным-давно надоели, но разойтись не могут. Он упомянул, что сейчас особенно важно, чтобы политика прислушивалась к культуре. Да, они могут быть в ссоре, как и супруги, но надо идти к тому, чтобы культура руководила политикой, а не наоборот. На этом месте я чуть не заплакала. Культура — несомненно, более высокая субстанция, но эта мысль ускользнула от нас. Основную роль, конечно, в этом сыграл политический режим последних семидесяти лет. Если вспомнить сочинскую олимпиаду, то понятно, что все это было сделано очень пышно, красиво и достойно, мы показывали все свои культурные достижения. Но если вдуматься, это все были художники, писатели, деятели искусства, которых постоянно преследовала политика, начиная еще с Александра Сергеевича Пушкина. Это сложившаяся формула отношения культуры и политики, и это нужно менять. Без осознания этого факта мы никуда дальше не двинемся. Только форма новых отношений способна вылечить ситуацию. Культура — уникальный продукт, производимый человеком, и она никому ничего не должна.

Возвращаясь к моей профессии генетика, хочется вспомнить, что за последние сто лет наш генофонд понес страшный урон, начиная с 1917 года. Революция, Гражданская и Великая Отечественная войны, эмиграция. Колоссальный урон потерпело крестьянство, оно в принципе было истреблено как класс. Войны унесли лучших из лучших и молодых. Количество сидевших в лагерях до сих пор не измерено. Как это ни печально, всегда наиболее сильный удар приходился на мужчин. Войны, тюрьмы, алкоголизм — это три основных фактора, изымающих мужчин из популяции. Каждый из нас знает несколько примеров только из своих знакомых семей, где нет отца. Мать-одиночка — одна из священных фигур русского общества.

Выжить в то время было сложно, и формула «не высовывайся» была всегда кстати. Десятилетиями людей вынуждали не выделяться из массы. Многие специально понижали свой уровень, чтобы не быть заметными. Все это привело к тому, что мы — слабое общество. Это надо понять, чтобы из этой ситуации двигаться вперед. Именно поэтому я всегда говорю о том, что пространство человека, способного транслировать культуру, бесконечно драгоценно.

Людмила Евгеньевна поделилась своим восприятием жизни и мыслями о счастье:

— Я родилась мизантропом, и с детства меня всегда все не устраивало. Моя мама, напротив, была одарена невероятно прекрасным простодушным характером. Она все время мне говорила: «Люся, ну почему у тебя есть яблоко, а тебе хочется апельсин, у тебя есть апельсин, но тебе хочется банан. Почему я умею радоваться соленому огурцу?» В какой-то момент я ее все-таки услышала, но уже в зрелом возрасте. Я сегодня точно знаю, что нужно фиксировать свое внимание только на том, что тебя радует. Мне всегда все не нравилось, но с годами это стало меняться. Однажды настал момент, когда я поняла, что просто не хочу быть несчастной и что это зависит от нас самих. Несколько лет назад я тяжело заболела, ходила на облучения, химиотерапию, все это было, конечно, нелегко. И вдруг я стала ловить себя на мысли, что стала ценить мир вокруг: хорошую погоду, красивые деревья. Осознала, что жизнь может закончиться очень неожиданно. Я бесконечно дорожу каждым положительным моментом и вижу только хорошее. К семидесяти годам я научилась радоваться происходящему вокруг. Все зависит от нас самих — хотим мы быть счастливыми или несчастными. И как мы относимся к тому, что происходит с нами ежедневно.

Молодой человек из зала спросил про эмиграцию: «Должны ли мы остаться?» На что Улицкая ответила: «Мне часто задают этот вопрос, и я хочу снова сказать, что мы ничего никому не должны. Человек, который хочет уехать и накопил для этого достаточно причин, имеет полное право на эмиграцию. Если говорить обо мне, то я человек монокультуры, Россия — это моя единственная культура, все, что я знаю, связано с русским языком, поэтому я отсюда уехать не могу. Основной вопрос в том, можем ли мы сделать свою страну лучше, не уезжая».

↑ Наверх