Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 26 июня 2019

МВД: новый порядок общения

Полиция детально расписала взаимодействие с «внешним миром»

 

 

Нареканий на работу полиции/милиции в нашей стране всегда было множество. Дело зашло так далеко, что население нередко воспринимает органы охраны правопорядка как врага, чьи действия направлены только ему во вред. Ну а тот факт, что значительная часть членов нашего общества в свое время побывала в местах не столь отдаленных не только в связи с преступлениями, но и по идеологическим мотивам, — всего лишь одна из причин, по которым сотрудничать с органами правопорядка у нас считается западло.

Любая вменяемая власть понимает, что с этим надо что-то делать. Одним из шагов навстречу обществу, судя по всему, должен стать новый регламент работы с обращениями граждан, который вступил в силу 15 апреля 2012 года. Нашим читателям наверняка пригодится знание ряда особенностей нового порядка — в том числе и для защиты своих прав и интересов. Этому документу посвящен очередной выпуск приложения «Наши права».

 

Общение органов МВД с гражданами теперь считается госуслугой.

Чего изволите?

 

Общение органов МВД с гражданами теперь считается… госуслугой. Она заключается в «осуществлении приема граждан, обеспечении своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов...». Новый административный регламент  отменяет старый порядок, существовавший в МВД с 2006 года.

Все детали общения с гражданами должны быть отображены на сайте и информационных стендах каждого территориального подразделения органов МВД. Общий их список (с адресами и телефонами) содержится в приложении № 1 к приказу министра внутренних дел № 1221 от 12 декабря 2011 года, которым утвержден новый регламент. Кроме того, сведения о порядке обращения в органы полиции нам обязаны давать и по телефону. Правда, только в том случае, если разговор занимает не более десяти минут. Если больше — вам предложат обратиться с запросом письменно и ответят на него в течение месяца.

Сроки регламента

Обращения граждан обязательны к рассмотрению абсолютно всеми органами МВД. Для каждого действия при этом предусмотрены четкие сроки. Так, зарегистрировать обращение в подразделении дело­производства обязаны за три рабочих дня, рассмотреть — в течение тридцати дней со дня регистрации. Если они истекают в нерабочий день, ответ должен быть дан в предшествующий рабочий день. Правда, если запрос был направлен в центральный аппарат, а ответ должны дать подчиненные структуры, срок начинает идти с момента регистрации обращения в территориальном органе.

 

  • Срок могут продлить еще на 30 дней, если требуется запросить дополнительные материалы и документы. Делается это только с личного разрешения начальника подразделения МВД.
  • Если обращение содержит вопросы вне компетенции полиции, его обязаны перенаправить в тот орган власти, который в состоянии разрешить проблему, в течение 7 дней, и уведомить об этом заявителя.
  • Без рассмотрения остаются обращения, некоррект­ные по содержанию либо по изложению и форме.
  • Запросы органов власти и уполномоченного по правам человека в РФ в отличие от обращений населения рассматриваются в течение 15 дней со дня регистрации. Запросы сенаторов и депутатов Госдумы рассматриваются немедленно.
  • Запросы СМИ рассматриваются в семидневный срок. При этом редакцию уведомляют о дате ответа в течение трех дней.
  • О любых изменениях сроков ответов или перенаправлении запросов нас должны уведомлять официально и письменно.

 

Отказывать запрещено

Рассмотрению подлежат обращения граждан в любой форме — устные, письменные, на личном приеме или по электронной почте. Их обязаны принять и зарегистрировать все без исключения. В том числе — в дежурной части любого территориального органа внутренних дел.

Письменные обращения принимаются и регистрируются в дежурной части круглосуточно. Оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его автору обращения или лицу, представляющему его интересы. Кстати, в каждом ОВД для обращений граждан должен быть специальный почтовый ящик — для тех, кто опасается личного обращения. Почту из него вправе брать только сотрудники специального подразделения для работы с обращениями граждан.

Письменные обращения в течение суток докладываются руководителю.

В полиции обязаны вскрывать все конверты, в том числе адресованные конкретному должностному лицу с пометкой «лично».

Ну а чтобы нам ответили быстро и по существу, в запросе должны быть следующие сведения:

 

  •  наименование органа внутренних дел, или ф. и. о. соответствующего должностного лица, или его должность;
  •  фамилия, имя, отчество гражданина;
  •  почтовый или электронный адрес для ответа;
  •  краткое и логичное изложение существа обращения, четко выраженная просьба, причины несогласия с обжалуемым решением, обстоятельства, на основании которых гражданин считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, а также иные сведения;
  •  личная подпись (кроме интернет-обращения) и дата. Электронная подпись является дополнительной (но необязательной) информацией.

 

Если считаете нужным, к письменному обращению можно приложить документы и материалы либо их копии, в том числе в электронной форме. Но требовать у граждан каких-то согласований перед оформлением запроса, документов и информации, которые находятся в распоряжении органов внутренних дел, иных органов власти — в том числе муниципальной, — запрещено.

Приостанавливать работу над обращением граждан органам МВД запрещено. Однако разрешено не давать ответа, если обращение признано анонимным или многократным — то есть с автором уже прекращена переписка на заявленную им тему, о чем он ранее уведомлялся. Анонимные обращения регистрируются в особом порядке, меры по ним принимаются, если в них содержатся сведения о преступлениях и терактах.

Кроме того, разрешено не отвечать по существу поставленных в обращении вопросов, если оно… признано некорректным по изложению. Факт некорректности, правда, обязали констатировать письменно и сообщать автору о недопустимости злоупотребления правом на обращение.

Наврал — заплатишь

Брать деньги за работу с обращениями граждан в МВД запрещено. Но если в обращении указаны заведомо ложные сведения, МВД будет… взыскивать расходы, понесенные в связи с его рассмотрением. При этом возмещению (по суду) могут подлежать как расходы на работу определенного должностного лица, так и органа МВД в целом.

Если в ложном заявлении затрагивались честь и достоинство конкретных сотрудников, руководитель ОВД обязан принять меры к их защите и восстановлению их законных прав.

Все для удобства

Срок ожидания в очереди для записи на личный прием — равно как и сам прием — не должны превышать тридцати минут. Прием должен идти в специальных помещениях, приспособленных в том числе для инвалидов. С кондиционерами, пожарной сигнализацией и… средствами оказания первой медицинской помощи.

В приемных посетителям должны предоставлять стулья, столы и даже ручки и писчую бумагу.

В процессе личного приема может идти аудио- и видеозапись — но с уведомления гражданина. На приеме — с согласия и уведомления заявителя — может присутствовать член общественного совета.

График приема должен предусматривать личный прием граждан хотя бы раз в месяц в субботу, а в рабочие дни — после 18.00. Прием идет по очереди (в том числе по предварительной записи). Но льготники, беременные и граждане с малолетними детьми принимаются вне очереди. Иногородние посетители принимаются в день обращения.

Прийти на прием можно и без паспорта — тогда данные о заявителе будут учтены с его слов.

Без отписок

Органам МВД запрещено давать отписки. Каждый ответ должен быть четко аргументированным. По результатам проведенной проверки обращения признаются обоснованными либо необоснованными. В первом случае полиция обязана принять все меры для восстановления нарушенных законных прав и свобод гражданина, дав ему ответ, а начальству — подав рапорт. Во втором — гражданин должен получить развернутое заключение о неправомерности предъявляемых претензий и порядке обжалования этого решения. При этом все нормативные акты, на которые есть ссылки в ответе, должны быть названы полностью, а не только по номерам. Запрещается направлять гражданам ответы с исправлениями, ошибками (в том числе в реквизитах).

Ответы даются только по существу поставленных в обращении вопросов, в письменной форме (даже в ответ на устное заявление), на официальном бланке за подписью руководителя или заместителя руководителя органа внутренних дел, которому поручена организация рассмотрения конкретного обращения.

На одно обращение направляется только один ответ, независимо от количества вопросов в нем.

Можно жаловаться

На нарушения, допускаемые в ходе работы с обращениями граждан, можно жаловаться. Жалоба может быть направлена по почте, через Интернет, официальный сайт, единый портал государственных и муниципальных услуг, а также может быть подана на личном приеме.

Требования к содержанию жалобы те же, что и к самому обращению. В ней должно быть указано название органа, на который вы жалуетесь, и данные об обжалуемых решениях и действиях — с доводами о причинах несогласия с ними. Жалобу в органах МВД обязаны рассмотреть в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа в приеме документов либо в исправлении опечаток и ошибок — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

Гласность приветствуется

В ходе работы над обращением органы МВД обязаны разрешать нам представлять дополнительные документы и материалы либо исполнять просьбы об их истребовании, в том числе в электронной форме. Ну а мы вправе в любой момент знакомиться с документами и материалами, касающимися нашего обращения — если они не содержат государственную или иную охраняемую законом тайну.

Если ход рассмотрения обращения или его итог нас не устраивают, мы можем жаловаться в любой момент. Равно как и требовать прекращения рассмотрения обращения.

Особо оговорены действия органов МВД по проверке сведений о неправомерных действиях или бездействии сотрудников самих органов внутренних дел. Служебная проверка в таких случаях обязательна. При этом гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда.

Преследовать граждан в связи с обращением в полицию или к должностному лицу с критикой деятельности его подразделения или его лично или при защите прав, свобод и законных интересов — запрещено. За порядок в этом деле руководители ОВД несут персональную ответственность.

Кроме того, их деятельность в этой части подконтрольна. Делопроизводство по обращениям граждан отделено от прочего и строго регламентировано.

Запрещается направлять обращение на рассмотрение в орган внутренних дел или в органы власти, решение или действия/бездействие которых обжалуются.

Повторные обращения — основание для оргвыводов. Их докладывают руководству особо, с приложением материалов проверок по предыдущим обращениям либо с обобщенной справкой о результатах их рассмотрения. Повторные обращения запрещено отправлять в подчиненные подразделения: руководитель обязан рассматривать их лично.

Направлять в органы МВД можно не только жалобы, заявления, но и предложения.

 

 

Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх