«Майская ночь» с закрытыми глазами
О театре благородных эгоистов
«Благородное дело — это эгоистическая вещь, потому что ты сам очень многое получаешь. Я всегда хотела изменить мир» — так сказала литовский режиссер Каролина Жерните в Петербургском театре «Зазеркалье» на круглом столе, где шло обсуждение, каким должен быть и каков есть театр для особых людей и театр особых людей. А перед этим Московский театр кукол в рамках программы фестиваля «Арлекин» показал свой уже ставший знаменитым спектакль «с закрытыми глазами» «Майская ночь» по гоголевской повести. Спектакль поставила Каролина Жерните.

Спектакль Московского театра кукол «Майская ночь».
На сцену актеры приходят вместе со своими слепыми зрителями, которых создатели спектакля называют воспринимателями. Ведь они не видят, как разворачивается страшная история панночки и ведьмы, как прекрасна украинская ночь и как крепко и искренне Левко любит Галю. Они воспринимают все это через песни, речь, музыку, плеск воды, шум листвы в садах, через ощущения — как тычется дворовый песик мокрым носом в ладонь, как страшно касается когтистая лапа ведьмы, обратившейся в кошку. Они вдыхают свежесть огурцов, зелени и хлеба, что на столе у сельского головы, и даже пробуют свежевыпеченные пирожки. «Восприниматели» все время действия на сцене — в специальных креслах, которые актеры периодически по ходу спектакля и в зависимости от мизансцены передвигают, создавая ощущение реального перемещения из сада на берег заброшенного пруда и т. д.
Зрители зрячие тоже есть. Их больше, и они не на сцене, а, как и полагается зрячим, сидят в креслах и смотрят действо. Но у каждого рядом — черная повязка. Можешь закрыть глаза и попытаться ощутить всеми оставшимися чувствами, как воспринимает окружающее незрячий человек.
Для Каролины это не первый спектакль, который она создавала для зрячих и незрячих людей. Первый — еще в студенчестве, в Литве — «Сказки пчелки», следующим был «Ежик и туман» в Набережных Челнах. Актеры, прежде чем начать репетировать, наверное, с месяц ходили по театру с закрытыми глазами, потом — на улице. Чтобы обострить другие чувства, чтобы, открыв глаза после темноты, обрадоваться хлынувшему свету и понять, сколь много дано человеку. И даже если отнято — все равно дано. Потому что незрячий — зряч душой, восприимчив к мельчайшим нюансам, словам, прикосновениям, запахам. После каждого спектакля актеры и зрители — и те, что на сцене, и те, что в зале, — обсуждают увиденное и прочувствованное.

Даже зрячие зрители могут попробовать смотреть спектакль с закрытыми глазами.
Общий язык нашли зрители и актеры спектакля внеконкурсной программы «Арлекина» «Штуковины и Финтифлюшки», разыгранного на сцене «Зазеркалья» Театром «Пиано» из Нижегородской школы-интерната для глухих детей. Театру свыше 20 лет — как и школе. Его знают в Европе, а также на российской «Золотой маске». «Арлекин» принимает «Пиано» во второй раз. Дети на сцене удивительно пластичны, они танцуют, «превращаются» в разных животных, бегают под дождем… И периодически приглашают детей из зрительного зала включиться в действо, вместе импровизировать… И дети — глухие и слышащие — прекрасно понимают друг друга.
Фото предоставлены пресс-службой фестиваля «Арлекин»