Маленькие юнги построили парусник
В Невском районе на воду спустили яхту, изготовленную петербургскими школьниками
Белоснежное пятиметровое судно отправилось в первое плавание на Ивановском карьере, что рядом со станцией метро «Ломоносовская». Над изготовлением его целый год трудились воспитанники детского морского клуба «Нева». Перед спуском на воду парусник освятили. Имя ему дали «Александр Невский». Парусник отправился в свое первое плавание накануне дня памяти Александра Невского. В Невском районе. Отсюда и имя — «Александр Невский»
Погода в этот день выдалась по-летнему солнечная. Яхта, расправив паруса, бороздила тихую гладь воды. Вокруг двигались одноместные швертботы — малая флотилия клуба. Все корабли — и яхту, и лодки-одноместки — дети сделали своими руками.
— За два года мы построили восемь парусников, — рассказал «Вечёрке» руководитель «Невы» военный моряк в отставке Кирилл Коржев. — В первый год изготовили вот эти замечательные швертботы класса «Оптимист» — небольшие спортивные суда, на которых ребята отрабатывают начальные навыки управления кораблем. А в этом году, буквально неделю назад, закончили работу над нашей первой яхтой. Отшлифовали, покрасили. Она вмещает одного взрослого и трех подростков. На ней юнга учится выполнению командных функций, работе с ветром, парусом.
По словам Кирилла Борисовича, клуб открылся три года назад. Первые двенадцать месяцев ушли на то, чтобы подготовить выделенное районной администрацией помещение под учебный класс: все начинали с нуля. В 2013-м набрали первых учеников. Сейчас в «Неве» занимаются 70 человек. Ограничения в количестве нет: приглашаются все желающие.
— В зимний период у нас проходят теоретические занятия, а летом — практика, — объяснил Коржев. — Учим ребят, как водить парусные и моторные суда. Как вести себя в различных экстренных ситуациях. Военно-морской истории. Устройству кораблей и специальным терминам. Правилам ношения формы. В классе имеется специальный навигационный тренажер для отработки навыков управления — его мы тоже сделали сами. Юнга становится на деревянный капитанский мостик, берет в руки штурвал и отслеживает свои действия на большом компьютерном экране: это позволяет на 80% почувствовать себя в реальном плавании. Летом — с мая до начала октября — навигация. Практику проходим здесь, на Ивановском карьере. Свою базу для стоянки и ремонта судов нам предоставляет морской технический колледж…
В нынешнем году клуб ждет большое пополнение: целый отдельный класс в школе №574 в Рыбацком выразил желание называться морским. Теоретическую часть у них будут преподавать педагоги «Невы» в рамках обязательной учебной программы. Посвящение в юнги новобранцев состоится через несколько недель — 5 октября. Тогда же они получат право носить форму. А следующим летом уже встанут под парус.
Стоит отметить, что сегодня в Петербурге существует восемь детско-юношеских морских клубов. Каждый по-своему хорош. Особенность «Невы» в том, что только тут воспитанники и учителя сами строят учебные корабли.
Собственная самодельная верфь располагается в здании клуба — в 8-метровой комнатке с большим окном. Там, под руководством корабельных дел мастера, судостроителя и морехода с 38-летнем стажем Алексея Жилина происходит раскройка будущих моделей, изготовление с помощью ручных инструментов из фанеры корпусов, мачт. Правда, для того чтобы доставить новенькое судно на базу, его приходится в разобранном виде вытаскивать в окно, доставлять на карьер, снова собирать, красить, доводить до идеального состояния. Малые площади — вынужденные издержки.
— В ближайшей перспективе планируем продолжать строить свои суда и даже начать выходить в Балтийское море, — добавил Кирилл Коржев. — А главная цель всего этого нашего начинания — привить детям любовь к морю. Сейчас на флоте кадровый голод. И на военном, и на гражданском. Людей не хватает! Если нашим ребятам это дело понравится — они пойдут в курсанты. Растим будущих моряков.
И одноместные швертботы, и яхту воспитанники клуба сделали своими руками. Интересно, что после начала занятий морским делом заинтересовались и некоторые из их родителей. В лодках-одноместках в этот день под парусом ходили и дети, и взрослые