Маленький Принц и мишки Тедди на Лавке Мира
Сказано было, что все происходит в Михайловском саду на берме Михайловского дворца
Для тех, кто, как и я, не вполне твердо знает, что такое «берма», привожу выдержку из Большой советской энциклопедии: «Берма (польск, berma, от нем. Berme) — горизонтальная площадка (уступ) на откосах земляных и каменных плотин, каналов, укрепленных берегов, карьеров и т. п.»
Михайловский дворец, конечно, не плотина и не укрепление. Но общий смысл был ясен... Ах да, надо ведь еще сообщить, что именно происходит на этой самой берме. 29 июня с десяти утра до позднего вечера художники там разрисовывали Самую Длинную Лавку Мира в Петербурге.
Вообще «Лавка Мира 2013» — это такой художественный благотворительный проект, который проходит с 2007 года в разных российских городах. В Петербурге он уже побывал в 2009 и 2011 годах. Деревянная лавка, говорят организаторы, — это исконно русский предмет интерьера, символизирующий пространство для общения. Вот чтобы мирное общение было еще более колоритным, лавку предлагается раскрасить.
Самая длинная лавка получилась в этом апреле в Москве — 500 метров — и заняла, как говорят, всю улицу Кузнецкий мост. К моему сожалению, речь идет не о какой-то цельной полукилометровой скамье, а лишь о пятидесяти небольших лавочках, составленных вместе. Зато раскрашивать каждую можно, кому как больше нравится. Тема была предложена, как из Сартра, но имелись в виду, несомненно, дружелюбие и толерантность: «Я и Другой».
Что у нас своего? Лавка
— Проект придумал Андрей Попов из суздальской творческой лаборатории «Человек», — рассказывает сотрудник Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея Елена Семенова. — В этот раз Лавка Мира проходит в сотрудничестве с Русским музеем. И мы позвали питерских художников. Кто-то рисует самостоятельно, кто-то вместе с ребятами-подмастерьями из детских домов и интернатов.
Я нахожу и самого Андрея Попова. Андрей бородат, в тельняшке и в вязаной шапке из конопли. Он как «митек» нового поколения — почти сразу переходит на «ты» и душевно мне объясняет, как все это получилось.
— Как вы придумали вообще это все... про лавки?
— Я занимаюсь социальной средой. И нашел формулу взаимодействия с людьми. Вот я сейчас приехал сюда с этими лавками на большом грузовике. Но ведь так можно в любой город приехать, и сразу же начнется что-то интересное. Все это происходит здесь и сейчас. Допустим, захотели мы с тобой в лаборатории устроить спектакль вербатим через неделю — и понеслась: ты начинаешь погружаться. Появляется название, стиль, сами делаем декорациии, текст, сами играем. Вот так функционирует наша лаборатория.
— А почему именно лавка?
— Если говорить о русских традициях, о фольклоре — у нас же что-то свое должно быть? Так вот это лавка. Говорят: «семеро по лавкам». Лавка — это возможность общения. Сели, пообщались и о чем-то договорились. Лавка может служить и столом... Кстати, у нас есть и проект «Стол мира».
— Пока это только в России существует?
— Мы в следующем году собираемся сделать такой автопоезд: фуру с лавками, которая будет ездить по разным странам.
— И сколько лавки тут будут находиться?
— Они отстоят в Михайловском саду примерно месяц. Некоторые потом окажутся в Олимпийском парке в Сочи. Часть будет подарена в детские учреждения, откуда к нам приехали помощники. Часть продадут на благотворительном аукционе. А еще несколько мы возьмем к себе в лабораторию в Суздаль.
Вы семечки заметили?
Живописцы окунули свои кисти и готовились рисовать.
— А у вас уже есть идея? — спросил я художника Алексея Кирьянова.
— Конечно. На лавке будут нарисованы мишки Тедди — вещь добрая, неполитическая и очень человечная.
— Ну, по-моему, медведи сейчас вполне ассоциируются с политикой.
— Может быть. А у некоторых — с религией. Я тут в марте подрался с православным на выставке в Союзе художников. Тоже из-за мишки, который висел на кресте...
— А у меня — Маленький Принц, — показал мне свою работу художник Станислав Коган. — Это хороший символ для темы «Я и Другой». И к тому же сегодня день рождения у Сент-Экзюпери.
Подхожу к лавке, на которой нарисована очень стильная рыба в окружении каких-то черных капель.
— Мы не художники, но мы любим рисовать, — признались с гордостью девушки-авторы Женя Ставицкая и Оля Зубова. Очень старались...
— Я дизайнер по специальности, — говорит Женя. — Рисовала рыбу. А вы семечки подсолнуха вокруг заметили?
— Я подумал, это капли... А почему семечки?
— Я всегда рисую семечки, — говорит Оля. — У меня с ними многое связано. Я их использую в своих акциях-спектаклях... Это нужно смотреть, так просто на словах не объяснишь.
— А рыба как связана с темой «Я и Другой»?
— Ой, а я не знала про тему, — огорчается Женя.
— Я тебе забыла сказать, — сокрушенно признается Оля.
— Ну так вот же — я и Другой. Рыба и семечки.
— У нас вдобавок секретная скамейка, — признается Оля. — Если приглядеться, на скамейке проступают буквы «ХВ». «Христос Воскрес». Мы это только потом заметили, уже когда рыбу начали рисовать. Рыба же христианский символ...
— Можно, я про это напишу в газету?
— Ну... можно, только напишите, что это секрет!
Метки: Музейное дело Живопись Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов