Малой синагоге возвращают прежний цвет
На Лермонтовском проспекте завершают реставрацию памятника 1886 года
Сохранили в блокаду
В Малой хоральной синагоге на Лермонтовском проспекте — «старшей сестре» Большой хоральной синагоги — гордятся тем, что в годы блокады Ленинграда смогли сохранить уникальные резные скамьи из дерева. Ни у кого не поднялась рука пустить их на дрова, сжечь в буржуйке.
Сейчас мы этих скамей в молельном зале не увидим, они в запасниках. В самой Малой синагоге, закрытой на ремонт еще в 2011 году, завершается масштабная реставрация. Она принесла немало интересных находок. Познакомиться с ними и с ходом работ пригласили петербургских журналистов.
Малая хоральная синагога была открыта в 1886 году
Память о царе-освободителе
Вряд ли мы найдем в Петербурге другое такое место, где регулярно возносят хвалу императору Александру II, Царю-освободителю. Именно он разрешил еврейской общине построить синагогу в столице Российской империи. О чем нам напомнил Виктор Амчиславский, куратор библиотеки при синагоге.
«Разрешение от царя было выдано в 1869 году. Затем долго выбирали место, следуя требованию, чтобы рядом с ним не было церквей и чтобы вдоль не пролегал царский путь в пригороды. И только через десять лет нашли такое — неприметное, на задворках: на Большой Мастерской улице, как тогда называлась эта часть Лермонтовского проспекта», — рассказывает Виктор Амчиславский о местности в шаговой доступности от Мариинского театра и Театральной площади, в год рождения Царя-освободителя еще называвшейся Карусельной. Это действительно были задворки столицы.
Краски Востока
Проект первой постоянной синагоги утвердили в 1883 году, в 1886 году ее открыли. Затем, к 1893 году, была построена Большая хоральная синагога, и ее «старшая сестра» начала называться Малой. Обе выполнены в арабо-мавританском стиле. Сейчас его краски и возвращаются Малой синагоге.
Декор восстанавливают максимально приближенно к исторической подлинности
«Декор, лепнина — все это восстанавливается максимально приближенно к исторической подлинности», — говорит Виктор Амчиславский о работах на средства еврейской общины, которые идут под контролем КГИОП.
За сто с лишним лет интерьер синагоги оброс «культурными слоями» различных ремонтов. Так, в советское время своды были замазаны толстым слоем штукатурки. Расчищенные реставраторами, они явили взорам цветные орнаменты.
«В интерьере восстанавливаются пять колеров: красный, синий, зеленый, серый и темно-серый», — рассказывает о красках Востока Павел Кулешов, представитель строительно-реставрационной компании подрядчика.
Находки и сюрпризы
Кроме ожидаемого узора под штукатуркой сводов были и находки-сюрпризы.
«Вскрыв полы, мы золота и бриллиантов не нашли, — говорит Михаил Капелевич, заведующий хозяйственной частью всего комплекса из двух синагог. — Однако посмотрите: обнаружили замечательный газовый светильник, скляночку какую-то и оброненный кем-то трамвайный билет за 15 копеек — дореформенных, получается», — упоминает Капелевич о денежной реформе 1 января 1961 года в СССР: в форме деноминации с девальвацией.
Михаил Капелевич, руководитель синагоги по хозяйственной части, показывает находку — газовую горелку
Находкой также стал рубиновый цвет звезд на куполе шкафа для хранения свитков — арон а-кодеша. В советское время эти звезды отчего-то залепили гипсовыми бронзированными.
Натуральная лепнина
История сохранила имена мастеров, работавших над убранством Малой синагоги. Лепной потолок изготовил скульптор Моисей Анолик. Шкаф для хранения свитков Торы выполнен столярным мастером Берманом и позолотчиком Соломоном Антовилом. Шкаф сейчас расчищается, укрепляется его древесина. Часть лепнины изготовляется заново.
Реставратор Павел Кулешов подчеркивает, что лепнина делается из гипса. Не будет никаких новых композитных материалов, которые столь режут глаз своей блескучей белизной. Используются только натуральные материалы.
Работы приближаются к завершению. Предполагают, через месяц-полтора интерьеры вернутся к дореволюционному облику.
Реставратор за изготовлением лепнины
Не закрывалась ни на день
Время, затраченное на ремонт, пожалуй, единственное, в которое была закрыта Малая синагога.
«Большую синагогу в тридцатые годы закрывали, — напоминает Виктор Амчиславский. — Хотели из нее то театр, то кинотеатр сделать. Не менее 12 раввинов были расстреляны, среди них знаменитый раввин Морозов, открывший здесь в 1930 году подпольное учебное заведение для женатых мужчин. Раввинам установлен мемориал на Левашовском кладбище. С 1936 по 1943 год в Малой синагоге вообще не было раввина, но она никогда не закрывалась. После того как была построена Большая, она стала использоваться как хасидская купеческая молельня. Хасиды очень любят эту синагогу и с нетерпением ждут ее открытия».