Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Малометражки задумали запретить

Как в Северной столице началось расслоение жилья на пролетарское и элитное

В центре — элитки с просторным жильем, по окраинам — мегамуравейники из каморок. Уже и Смольный пытается обуздать стройиндустрию: установить планку по метражу для малогабаритных квартир. Для этого, как выяснил «Вечерний Петербург», ему придется искоренить стандарты сталинской еще эпохи.

Кухня в квартире-студии — 4 кв. метра. Фото: Ирины ПАНКРАТОВОЙ

Кто такое придумал?

Журналистам города на презентации очередного многоэтажного жилого комплекса показывают самый массовый вариант: квартиру экономкласса. Ее также называют студией. Пока это голая бетонная коробка размером 4 на 5 метров. С прорезями в стенах: в кухню, в комнату и в удобства. Туалетный отсек будет оборудован в стенку с кухней. 

— Ну, совсем как в хрущевке, — разочарованно замечают журналисты о планировке и тесноте. 

В туалете от стены до стены ровно 85 см. Кухня метров четырех. Комната такова, чтобы в ней поставить диван, письменный стол и тумбочку.

— Покупают, и активно, — хвалит товар спикер от строительной компании в ответ на общий вопрос: «Боже, кто такое придумал?»

Ниже социальной нормы

В Петербурге соцнорма общей жилой площади в отдельных квартирах — 36 кв. м для жильцов-одиночек, по 25 кв. м на каждого члена семьи из 2 человек и по 20 на каждого члена семьи, состоящей из 3 и более человек. 

В новых домах самый ходовой размер — 20 «квадратов» на всю квартиру, от входной двери до перил балкона. Квартиры в строящихся домах продают даже по 45 тыс. руб. за квадратный метр. Миллион рублей, как за не супердорогую новую иномарку, — это на самом деле цена «входного билета» в сообщество жителей Северной столицы. Или выгодное вложение в бизнес квартирных рантье.

Город от этой дешевизны разбухает, а сами жилищные условия горожан не улучшаются. Так и возникла тема «Запретить строительство малогабаритных квартир и добиться возведения в Петербурге более комфортного жилья», она прозвучала на одном из последних заседаний правительства города. В Смольном думают, не установить ли на законодательном уровне планку по метражу для малогабаритных квартир. Допустим, чтобы не общая, а жилая площадь квартир в новостройках составляла не менее 25 кв. метров.

Каковы бы ни были мотивы задуманной борьбы с малометражками, квартиры-каморки и в самом деле противоречат представлениям о комфортном жилье горожанина. Скученное житье в людских многоэтажных муравейниках на 35 тысяч, на 80 тысяч жителей — это какая-то казарма, а не теплый семейный очаг. Кто ее только придумал?

Альков для пролетариата 

Питерский народ к таким стесненным жилищным условиям, конечно, привычен. Из поколения в поколение — с санузлом шириной 85 см. А установилась эта норма, как узнал «Вечерний Петербург», в 1941 году. Читаем журнал «Архитектура Ленинграда», последние довоенные выпуски — весенние. Журнал сообщает, что для массового строительства 1942 года среди архитекторов города объявлен конкурс на жилую ячейку нового поколения. 

Перед городом трех революций стоит задача повысить экономичность малометражных квартир. Новые нормативы массового жилищного строительства Ленинграда: квартиры должны проектироваться из расчета заселения их только одной семьей. Наибольшая комната — столовая. В ней же должен размещаться альков, то есть ниша в стене для кровати. Для однокомнатных квартир альков обязателен, для прочих желателен.

Высота жилых помещений снижается до 3 м 15 см. Ширина уборных и умывален уменьшается до 85 см. Разрешается вход в кухню через столовую. Входные двери с лестницы проектируются одностворными. Устройство передней необязательно. При наличии в квартире передней не следует устраивать при входе тамбур — площадку перед дверью. Количество стенных шкафов ограничивается одним-двумя, они устраиваются только в передних или коридорах, а не в комнатах.

Следует сокращать погонаж кирпичных стен и не допускать преувеличения подсобных площадей. Также пора взяться за упрощение внутриквартальной застройки — ей необязательно быть псевдодворцовой, диктуют новые правила. Сами архитекторы просят пересмотреть установленные Архитектурно-планировочным управлением исполкома Ленгорсовета (АПУ) нормы машин для кварталов массовой застройки. В начале 1941 года это 17 машин на 1000 человек населения. Нормы явно завышены — по ним в квартале может оказаться до 100 — 150 машин, что требует строить значительных размеров гаражи! В реальности у рабочего населения Ленинграда такого количества машин нет. 

Классовое расселение 

Альковы в столовых, миниатюрные сан­удобства, квартиры без прихожих — все это, конечно, для пролетариата. Для партийной элиты и «спецов» — руководителей предприятий и вузов, начальствующего состава НКВД — строятся дома так называемого повышенного типа. На современном языке — элитки. 

Номенклатурные дома повышенного типа в Ленинграде до войны возводила строительная контора НКВД. Например, дома Ленсовета на Карповке или на Московском шоссе в квартале 49 — ныне на Московском пр., 206. Там размеры санудобств доходили до 5,80 кв. м, а минимальной была 3-комнатная квартира в 54 кв. м. Строить такие дома начали в 1930-х годах.

Забота партии о номенклатуре

Душевной заботой дышит каждая строчка описания элитного дома на Московском проспекте. Там иные требования, чем к домам массового строительства. К примеру, подача чистого воздуха в каждую комнату осуществляется по шведской системе — по трубкам диаметром 6 — 7 см, количество воздуха регулируется краном под подоконником. «Это устройство позволило отказаться от форточек, уродующих переплеты окон, а также откидных фрамуг, исправное действие которых зависит от качества леса, не всегда хорошего в современных условиях», — пишет журнал «Архитектура Ленинграда».

Он же сетует, каким трудом дается достижение комфорта: на строительном рынке не найти художественно, изящно выполненных изделий и деталей, например ручек, шпингалетов, кранов, осветительных приборов. Метлахской плитки для ванных и туалетов некривой не достать, чугунных ванн без неровностей и раковин также не добыть, обои ужасны по качеству краски и бумаги... Страна дефицита! Оконные шпингалеты пришлось в индивидуальном порядке изготовить и отникелировать в мастерских строительной конторы НКВД.

Зато в квартирах — большой размер кухни (около 10 кв. м), оборудованной встроенными шкафами с большим количеством ящичков, столь необходимых в хозяйстве, и удобно расположенные встроенные шкафы для дров и половой щетки. Кухня оборудована встроенным шкафом-буфетом и рабочим столом, совмещенным с холодильным шкафом, причем доступ наружного воздуха в него регулируется таким же краном, как и в жилых комнатах. Так же хорошо оборудованы и ванные комнаты, около которых в особых тамбурах размещены небольшие сушильные шкафчики для полотенец. Есть светлые комнаты для домработниц.

В квартиры — входные двустворные двери из дуба. Полы в вестибюлях — мраморная крошка и черный гранит. Светильники на лестницах — из кованого железа, хорошего рисунка, хвалит интерьеры журнал «Архитектура Ленинграда». 

Официально утвержденное расслоение на комфортные и убогие квартиры было придумано еще в довоенном Ленинграде. А нынешние мегаскопища каморок на окраинах — они и возводятся по стандартам сталинской эпохи...

↑ Наверх