Малую Неву застроят ампиром
Московский архитектор Максим Атаянц победил в конкурсе концепций квартала на месте упраздненного проекта «Набережная Европы»
Жилые дома судей и аппарата из проекта исключены. Фото: Эскизы проекта ООО «Архитектурная мастерская м. «Атаянца»
Ансамбль судейства и лицедейства
В минувшую субботу в Президентской библиотеке (бывший Сенат — Синод) подвели итоги конкурса архитектурных концепций высшего судейского квартала, совмещенного с Дворцом танцев Бориса Эйфмана. Тандем Фемиды и Мельпомены, ансамбль судейства и пляски — таков неожиданный поворот в судьбе территории, в советское время занятой оборонным институтом прикладной химии. Еще несколько лет назад здесь — на площадке между проспектом Добролюбова и набережной Малой Невы — предполагалось возвести элитный жилой квартал. Градостроительный совет Петербурга в целом одобрил проект, одним из авторов которого был петербургский архитектор Евгений Герасимов. Проект предполагал возведение коллекции зданий по мотивам архитектурных достижений Европы конца XX века. Дома-жемчужины составили бы ожерелье звезде — дворцу танцев, выполненному в стиле высоких технологий.
У проекта нашлось немало критиков — горожане призывали вспомнить довоенные еще планы разбивки парка на этом месте. Эксперты заступались за виды, которые будут открываться со Стрелки Васильевского острова: на массив элитного жилого комплекса — за что кому-то такая сомнительная честь: лишать воздушности пространство у невской акватории? Точку в спорах внезапно поставило Управление делами президента РФ. Оно переняло эстафету видов на эту территорию и заявило о переселении из Москвы на берег Малой Невы Верховного и Высшего арбитражного судов РФ. С расквартированием судей по месту работы, то есть со служебным жильем в шаговой доступности от залов судебных заседаний. Часть судей ушла в отставку — проект к тому же предусматривает слияние судов.
Беспрецедентный конкурс
16 сентября назвали четверку основных конкурсантов — три петербургские мастерские и одну московскую. Далее эскизы опубликовали на сайте Президентской библиотеки и выставили на обозрение в Доме архитектора. С 23 сентября по 23 октября все желающие могли оставлять отклики на проекты на сайте и в книге отзывов. Заранее оповещалось, что это не голосование. Что решение будет приниматься жюри — конкурсной комиссией. Состав которой сформирован заказчиком работ — Управлением делами президента РФ.
«Конкурс отмечен беспрецедентным уровнем открытости и публичности», — так отозвался о нем президент Союза архитекторов России Андрей Боков, прибывший из Москвы на подведение итогов.
Между тем ни депутаты Законодательного собрания города, ни общественные советы Петербурга в орбиту этого беспрецедентного обсуждения не попали. Федеральные проекты на местном уровне не обсуждаются: о них на места сообщают по факту.
Судейские здания выполнены по типу конногвардейских манежей. Фото: Эскизы проекта ООО «Архитектурная мастерская м. «Атаянца»
Субботнее голосование
В субботу, 26 октября, из 21 члена комиссии на обсуждение прибыли 17. Три человека не были по уважительным причинам, среди них актер Олег Басилашвили и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский — они подали свои мнения в письменном виде. Среди членов комиссии журналисты увидели Алису Фрейндлих, губернатора Полтавченко, главу КГИОПа Макарова, писателя Даниила Гранина, директора Русского музея Гусева, министра культуры Мединского и незнакомые московские лица. Журналистам разрешили протокольную съемку перед началом обсуждения — само обсуждение было закрытым и без последующих комментариев со стороны местных «комиссаров».
Заседание шло три часа. По словам управделами Владимира Кожина, «начали в двенадцать, хотели уложиться быстро, но только к трем часам приняли решение» — обсуждение вышло напряженным.
11 голосов присутствовавших и отсутствовавших были поданы за проект московской архитектурной мастерской Максима Атаянца. 6 голосов получило « Архитектурное бюро Земцов, Кондиайн и партнеры», 2 голоса — «Студия 44» Никиты Явейна, 0 голосов — мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Найден компромисс?
Владимир Кожин отметил, что каждому члену комиссии была дана возможность высказаться. Результат высказываний: из судейского комплекса должно быть исключено служебное жилье, а также значительно увеличено общественное пространство у судейского комплекса и у театра. Это означает, что часть территории бывшего ГИПХа все же сможет стать парком. И что на берегу Малой Невы не устроят элитный гарнизонный городок с заборами и видеокамерами по периметру — по примеру московских Остоженок, Молочных переулков и т. д.
Эти изменения в концепции, принятые под напором общественного мнения, особо похвалил президент Союза архитекторов России Андрей Боков:
— Было принято принципиально верное решение о выводе служебного жилья и расширении пространства зеленых насаждений.
Что касается качества победившей архитектуры, Андрей Владимирович заметил журналистам, что у профессионалов не принято критиковать своих коллег, и он этого правила придерживается.
— Не берусь квалифицировать вкусы этих людей, — отозвался он о ситуации в целом.
Московский проект
Архитектура судейского квартала — возврат к ампиру 1820-х годов. Желтые протяженные фасады, колонны, флагшточные башни — коротко говоря, казармы. Не кирпично-красные — солдатские аракчеевские, — а ступенью выше: военных учебных заведений Петербурга, военной столицы империи. Даже школьный минимум по литературе и истории предполагает знание этого образа николаев-ской России — времен подавления восстания декабристов, казенщины, цензуры, торжества чиновника. В 1930-е годы стиль вернулся под названием сталин-ского ампира: все те же желтые стены и белые колонны, только со скрещенными серпами и молотами вместо воинской амуниции.
Судам поставят по паре зданий, напоминающих конногвардейские манежи. Театру — подобие античных стадионов, также популярных в 1930-х. Как сообщил Владимир Кожин, проект дворца танца Бориса Эйфмана также будет разрабатывать мастерская москвича Атаянца. Преж-ний хай-тек-проект списан в архив.
Г-н Кожин при этом отметил, что фигурирующий в проекте псевдоисторизм был «не рекомендован» членами комиссии. Теперь, по их настоянию, автор выполнит работу в макете и месяца через три вновь представит на обсуждение членам комиссии. Саму же стройку предполагается начать уже весной 2014 года.
Метки: Из первых рук Про Петербург Архитектура Строительство
Важно: Правила перепоста материалов