Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Малый бизнес в нашем городе почти не виден

Как журналист «ВП» пытался организовать частную торговлю и почему из этого ничего не вышло

Собрался корреспондент «ВП» стать малым бизнесменом. А поскольку он очень любит яйца, то и решил, что продавать будет яйца, поскольку торговать надо только тем, что самому нравится.

Обычно в этой подворотне спрашивали прикурить.

Вообще мысль понравилась. Стоило закрыть глаза, и перед ними всплывал образ: машина с кузовком заезжает в питерский дворик, в кузовке — свежайшие яйца, раз бибикнуть — как со всех подъездов к яйцемобилю несутся клиенты, платят деньги, покупают яйца, благодарят, спрашивают, когда следующий привоз, заказывают, сколько привезти, предлагают завести страницу в соцсетях, где можно было бы заявки оставлять, а потом корреспондент «ВП» подсчитывает прибыль и дома жарит себе шикарный омлет со шпинатом...

Сначала надо стать бизнесменом

Решено, буду торговать яйцами. Что для этого надо?

Я думал, что желание заняться торговлей — это уже основание, чтобы называться бизнесменом. На самом деле все наоборот. Первым делом надо пойти в налоговую инспекцию и зарегистрироваться там как индивидуальный предприниматель. Это займет несколько дней и будет стоить 2000 рублей.

Кстати, если регистрироваться через центр занятости, эти деньги государство тебе возвращает. Но мы не об этом.

А вот сетевая торговля ведет себя на улицах города довольно нагло.

Время и деньги уже потрачены. И вот корреспондент «ВП» теперь — не обыватель, а предприниматель. И, соответственно, должен жить уже по другим правилам. Обязательно уведомить Роспотребнадзор, что есть такой на белом свете предприниматель. Поскольку в перспективе — торговля продуктами, нужна санитарная книжка. Здесь надо потратить либо время, чтобы обойти всех врачей, либо деньги, чтобы в глаза врачей не видеть.

Потом надо выбрать систему налогообложения. Если ЕНВД (единый налог на вмененный доход), то будет достаточно товарных чеков. Если оформлена «упрощенка» (упрощенная система налогообложения — УСН), то нужен будет контрольно-кассовый аппарат. Каждый предприниматель обязан декларировать доходы и платить налоги:  раз в год — по «упрощенке», раз в квартал — с ЕНВД.

Во дворах торговать нельзя

Дальше надо выбрать способ торговли. Можно сдавать яйца в магазин. Но зачем делиться с кем-то прибылью? Не подходит. Можно разносить по клиентам... Это же сколько улиц и лестниц исходить надо будет! Даже без кассового аппарата (при УСН можно заранее пробить чек и принести его клиенту) ноги стопчешь, чтобы заработать на пропитание. Нет, хотелось бы машинку с кузовком, да по дворам с бибиканьем. Но оказывается, это вообще нереально.

Продажа во дворе, хоть и не законна, но вызывает интерес прохожих.

Как рассказали корреспонденту «ВП» в отделе торговли Петроградского района, во дворах и вдоль основных городских магистралей торговать вообще нельзя. Дворы — это муниципальная земля, а муниципалитеты не могут распоряжаться торговлей. Что касается людных улиц — мелкая торговля портит их вид.

В общем, можно только выбрать постоянное место и эксплуатировать его. А если хочешь переезжать с места на место, пусть не во дворы, но хотя бы на улицы, лишь бы с бибиканьем, надо взять в аренду все свои «остановки» и, соответственно, за все платить.

Итак, чтобы получить разрешение на использование земельного участка, надо его выбрать и подать заявку в районную администрацию. А принимают их дважды в год — весной и осенью — по 10 дней. Заявки принимаются от всех на любые участки (кроме, понятно, дворовых). Потом эти заявки рассылают в 8 профильных городских комитетов — земельный, финансовый, градостроительный и т. д. И если все комитеты согласовывают вашу заявку, как и заявки тысяч других желающих торговать яйцами и другой снедью, из всех этих «потенциальных торговых точек» формируется адресная программа востребованных земельных участков. Она отправляется в комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. Там межведомственная комиссия принимает эту адресную программу. Присваивает каждому участку кадастровый номер. После чего КУГИ публикует список участков. И они выставляются на торги, поскольку на один участок могут претендовать несколько предпринимателей. Выигрывает тот, кто предлагает большую сумму аренды. Победитель заключает договор с КУГИ. И может начинать торговать.

Машина есть, а где же яйца?

Как-то все это сложно. Как будто Эрмитаж в аренду беру. Зуб даю, у инвесторов меньше проблем со сносом исторических зданий.

Но, говорят, есть менее трудоемкий вариант. Для некоторых видов продукции существует упрощенный порядок торговли с автомобиля. Наконец-то машинка с кузовком. Эти предприятия проходят более простые процедуры непосредственно в КЭРППиТ и быстрее получают право на торговлю.

Называется это дело — административный регламент комитета по предоставлению государственной услуги по определению мест размещения специализированных или специально оборудованных для розничной торговли механических транспортных средств.

Для получения государственной услуги предпринимателям необходимо направить в КЭРППиТ заявку с адресами предполагаемых мест размещения транспортных средств.

К заявке надо приложить следующие документы:

— выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, включающую код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности по основному виду экономической деятельности на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи в комитет заявки;

— свидетельство о регистрации автомобиля или технический паспорт, а в случае если производитель продовольственных товаров не является владельцем транспорт­ного средства — документ, подтверждающий право пользования транспортным средством;

— санитарный паспорт на транспортное средство;

— сертификат или декларацию о соответствии продовольственных товаров;

— информационную справку о комплектации транспортного средства мобильным оборудованием для работы в автономном режиме, включая торговое оборудование, водоснабжение, электроснабжение с использованием встроенного генератора шумностью не более 55 дБА, отопление.

Но вот незадача — торговать с автомобилей по упрощенной схеме можно только хлебобулочными изделиями, молочной, мясной и рыбной продукцией. Так что машинка с кузовком — без бибиканья и без яиц...

Куда податься скромному торговцу?

И здесь сети

Долго я мучился вопросом, почему хлеб, молоко, мясо и рыба. Почему нет яиц? Кагора, наконец? Звонил в КЭРППиТ, требовал объяснить. Но мне объяснили в пресс-службе, что те сотрудники, которые три года назад готовили этот документ, уже уволились, а новые обосновать набор продуктов не могут.

Председатель Ассоциации малого бизнеса Алексей Третьяков посоветовал не искать там логику:

— После уничтожения малого бизнеса в Петербурге, который власти провели под видом замены остановок общественного транспорта на однотипные и очисткой территорий вокруг метрополитена якобы для борьбы с терроризмом, но на самом деле в угоду сетевикам-монополистам, они предприняли попытку его возродить программой магазинов шаговой доступности. Вернее, сделали вид, что хотят его возродить. О том, что эта программа провалилась в 2009 году, на одном из заседаний правительства заявила сама Валентина Матвиенко. Тогда надо было что-то срочно придумать. И придумали автолавки. Опять же для вида. Поэтому малый бизнес там тоже не ищите.

Корреспондент «ВП» походил по лавкам — это фургоны на колесах с колбасами, фургоны с хлебом, молочные бочки. Начал спрашивать — и правда, к малому бизнесу все эти торговцы не имеют никакого отношения. Это подразделения производителей: «Балтийский хлеб», «Севзапмолоко», «Великолукский мясокомбинат». То есть сети. Одно время подъезжала бочка с молоком к Сытному рынку. Но что-то давно ее не видно.

Поговорил с женщиной, которая в фургоне хлебом торговала. Елена говорит, прибыли, как и зарплата у нее, небольшие:

— У нас точек в свое время больше было. Но на те деньги, которые мне платят, люди не идут. Да я и на настроение начальства смотрю, что все это не очень рентабельно. Мы здесь и топливо тратим, фургон-то теплый должен быть, и воду. И электричество подключено. Не только свет. Мне хлеб подогревать надо.

— А мзду, как раньше, никто не снимает?

— Вы полицию имеете в виду? Нет. Они уже с начальством напрямую общаются. Раньше да, раньше все просто было. Купил лимонов на оптовым рынке, встал на какой-нибудь тропинке — и торгуй. Милиционер подошел. Ты от него или бегаешь, или на лапу даешь. Все расценки были известны. Сейчас в центре города такого почти не осталось. У метро «Василеостров­ская» только знаю. Там до сих пор то редиской, то дисками торгуют. И еще эти, как их, SIM-карты продают. Они точно полицей­ским платят.

Время разбрасывать яйца...

А прибыли-то не будет

В общем, есть один способ, чтобы спокойно торговать. Бери товар, вставай и торгуй. Кто-нибудь подойдет с претензиями — ориентируйся на местности.

Один вопрос остался: сколько же на этом можно заработать? Позвонил на птицефабрику. Сказал, что хочу взять 500 десятков яиц.

— Отлично, приезжайте! 1-я категория — 37 рублей за десяток.

— !!!

Господа, так они же в магазинах столько же стоят! А мне же бензин тратить. Дорога плюс рефрижератор в кузове сколько жрет. Где моя прибыль? Не вижу.

Говорят, производители гипермаркетам даже доплачивают, чтобы те их продукцию на прилавок ставили. И на чем тут малому бизнесмену зарабатывать? Ничего не понимаю.

Еще два года назад, помню, когда премьер-министр Владимир Путин приезжал в Ленинградскую область, с производителями яиц встречался, те его уговаривали, мол, яиц столько, что девать некуда, стимулируйте, пожалуйста, строительство заводов по глубокой переработке яиц. Если девать некуда, так откуда оптом — розничная цена? Что вообще у нас с бизнесом происходит?

Не видать мне машины с кузовком и бибиканьем. Смысла в ней никакого нет. И людей не порадую, и сам не заработаю.

...и время их собирать.

Не заплатишь — не встанешь

Так что же, главная задача бизнесмена — найти, кому дать на лапу, или встать под крыло того, кто знает, кому давать? Вот Дмитрию Калюжному не повезло. Он не нашел ни того ни другого. Как и все, когда власти на корню уничтожили малое предпринимательство в городе, он начал думать, как жить дальше. А тут как раз программа развития автоторговли поспела. Посчитал, что очень выгодно. За аренду павильона или ларька платить не надо, вместо безумно дорогого электричества можно поставить бензиновый генератор — намного дешевле получается. В общем, купил он автомобиль, обустроил его под автолавку, договорился с поставщиками курятины и начал оформляться. Но оценив сроки, понял, что, пока ждет разрешения, сам коньки отбросит. А поскольку кушать хочется, решил поставить «точку» у станции метро «Проспект Ветеранов», тем более что его коллеги там точно так же неофициально стояли. Негласные законы, по словам Калюжного, были, в отличие от гласных, просты и понятны:

— Все просто. Хочешь продавать — плати, не хочешь — не хоти. Есть у тебя разрешение, нет его, не важно. Платишь милиции, платишь администрации — будешь стоять торговать. Не платишь — хоть какими бумагами обвешайся.

Но с оформлением документов все равно ничего не вышло. Оказалось, что у КЭРППиТ есть квота по количеству машин и мест, и в эту квоту он уже не попал. Вернее, не всем эти места дают. Да и оказалась эта программа не для малого бизнеса, а для производителей. То есть только они могли выставлять или свои машины, или машины дилеров. А чтобы стать дилером? Правильно, надо платить посреднику от производителя. Не вместо милиции и администрации, а плюс к тому. Но и туда — очередь.

С администрацией Калюжному тоже договориться не удалось. Ну не нашел он нужного человека. Выгнали его от метро. Встал у дома №78 по проспекту Ветеранов. Какое-то время стоял. Клиенты постоянные появились, ведь курица у него всегда свежая была. Но и оттуда выгнали. Теперь не знает, куда автолавку девать и как кредиты за нее отдавать.

Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх