Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Мама и бабушка цветов

До 4 сентября в Инженерном (Михайловском) замке — выставка «Жизнь цветов» художницы Аны Царев

До 4 сентября в Инженерном (Михайловском) замке — выставка «Жизнь цветов» художницы Аны Царев.

Будущая художница родилась в Хорватии, ее настоящее имя — Мария Гина. В середине 1950-х она вышла замуж за некоего Роберта Чандлера и переехала с ним в Новую Зеландию. Там Мария Чандлер занялась конструированием одежды, и весьма в этом преуспела. Она была известна не только в Новой Зеландии: даже модельер королевы Великобритании Елизаветы II, ныне покойный Харди Эмис, в свое время приезжал спросить у нее совета (Мария Чандлер посоветовала ему использовать современные ткани и расширить цветовую палитру). В 1987 году супруги Чандлеры продали свои магазины и ушли на пенсию. Они жили в Монако и Таиланде, где Мария пристрастилась к живописи. Для новой жизни ей потребовалось новое имя — так появилась художница Ана Царев (Мария взяла в качестве псевдонима имя своей матери). И если поначалу, чтобы заявить о себе, Ана Царев размещала фотографии своих работ на уличных рекламных щитах, то теперь ее имя хорошо известно и критикам, и публике. Для первой выставки в России была выбрана тема цветов, и это не случайно: художница много лет занималась ландшафтным дизайном, выращивает цветы и у себя в садах. Она признается, что относится к цветам как к детям, а к следующим поколениям цветов — даже как к внукам. У каждой картины есть история. Про «Розовые и белые магнолии» художница говорит так: «Много лет назад у ворот нашего дома в Новой Зеландии я посадила величественные деревья магнолии сорта «Magnolia grandi-flora». Они дали удивительно прекрасные и душистые цветы, их запах до сих пор живет в моем сердце, поэтому я продолжаю их писать».

Некоторые работы, например «Водяные лилии», напоминают росписи по ткани: «Как дизайнер одежды я привыкла выражать свои мысли и чувства с помощью текстуры и цвета: я изучала ткани и украшала их самыми разными способами — от простых стежков до затейливых вышивок и кружев. Так опыт работы с шелком, шерстью и кашемиром дал мне определенную уверенность и навык в использовании красок».

Картины маслом написаны не просто сочными, а объемными мазками — это скорее не картины, а цветные барельефы: «Такая техника называется импасто, она заключается в накладывании нового слоя краски на предыдущие, — объясняет Ана Царев. — Многие знаменитые мастера прошлого, например Винсент Ван Гог, применяли ее. Иногда требуется около двух лет, чтобы работа окончательно высохла».

Современный издерганный городской житель, попав на выставку, сам не замечает, как успокаивается: «Цветы, как и цвета, обладают терапевтическим эффектом, привнося гармонию и радость в душу. Каждый цветок имеет свое значение на языке эмоций...»

Кстати, нельзя сказать, что, занявшись живописью, Ана Царев полностью распрощалась с Марией Чандлер: художница не ушла в «свой мир», а продолжает следить за мировой экономикой и регулярно читает газету «Financial Times».

Татьяна КИРИЛЛИНА
↑ Наверх