Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Маргарита Скрипова-Ясинская: «Куклы — это мои дети»

Имени Маргариты Скриповой-Ясинской нет в титрах, но все знают ее героев

Петербургский режиссер Николай Куракин сказал однажды: «Телевидение — это могила неизвестного солдата». Над каждой передачей трудится коллектив авторов, но большинство из них остаются за кадром, их имена ни о чем не говорят зрителю. А те, кто создает кукол для детских телепрограмм, зачастую даже не указаны в титрах. Художник-скульптор Маргарита Скрипова-Ясинская, автор сотен таких кукол, считает, что это правильно. 

С куклами, которых сделала выдающаяся художница, мечтали дружить все советские дети.


***

— В восприятии ребенка кукольные герои — живые существа, — говорит Маргарита Анатольевна. — Дети пишут им письма, мечтают с ними дружить. Кто возьмет на себя смелость сказать, что это всего лишь куклы, сделанные таким-то мастером? Никто! Это попросту невозможно.

«Знаменитый утенок Тим», «В стране невыученных уроков», «Сказка за сказкой», «Фердинанд Великолепный», «Два жадных медвежонка», «Собака Баскервилей», «И вот пришел Бумбо» режиссера Надежды Кошеверовой — вот лишь крошечная часть произведений, в которых живут ее куклы. Она всех их называет своими детьми, для нее они такие же живые существа, как и для самих зрителей. Художница хранит письма, которые ребята писали героям популярнейшей детской передачи Ленинградского телевидения «Большой фестиваль» — Хохе, Тото и Веснушке. Конечно, тут далеко не вся корреспонденция. «Большой фестиваль» появился на экранах в 1989 году и выходил в эфир в течение 12 лет, а каждый из веселой троицы друзей был героем сотен тысяч детей. Так что почтовые ящики детской редакции были завалены письмами. 

***

— Многие спрашивали, почему у Хохи вместо головы — кед, — рассказывает Маргарита Анатольевна. — Каких только версий на этот счет я не слышала! А на самом деле все просто. Ребята же из всего мастерят. Вот и Хоха тоже — такая кукла, которая запросто могла быть сделана самими ребятами из того, что есть под рукой. Они его могли придумать, сделать — и все! И дальше он живет. 

***

Но кед вместо головы — это еще цветочки. Оказывается, внутри головы собаки Баскервилей из фильма Игоря Масленникова и вовсе спрятаны… старый шланг от душа и одежная вешалка. 

— Нужно было хорошее крепление для этой головы, твердое, но гибкое. Долго я думала: из чего же его сделать? Тут на глаза попался душевой шлаг, и осенило: да вот же оно! То, что нужно! — вспоминает художница. 

Многие удивятся: как так? В фильме собаку Баскервилей играет огромный мастиф! Это так, но режиссер кинокартины посчитал, что морда у пса недостаточно свирепая, и попросил Скрипову-Ясинскую сделать для собаки… маску. Она тоже хранится в квартире Маргариты Анатольевны. Рядом с выставочными образцами Хохи и Веснушки, куклой Фердинандом Великолепным и апельсиново-рыжим Чебурашкой. Последний — из легендарного спектакля, который был поставлен в Ленинграде в Театре марионеток на Невском проспекте в конце 1960-х. Спектакль шел с оглушительным успехом. Первый вариант был показан публике 1000 раз, а второй, восстановленный, — 600 раз. 

***  

С этим Чебурашкой связана особая история. Когда мама Маргариты Анатольевны была подростком, она оказалась в группе из 800 детей, которую вывезли из голодающего Петрограда в 1918 году и спасли сотрудники Красного Креста. Экспедицией руководил американец Барл Брэмхолл, а продолжалась она три года. В 1970-х Брэмхолл приехал в Ленинград, чтобы встретиться со своими бывшими воспитанниками. И тогда Маргарита Анатольевна сделала ему в подарок точно такого же Чебурашку, какой играл в знаменитом спектакле. 

— Брэмхолл был очень доволен, — вспоминает художница. — Он стоял на сцене и растроганно улыбался. 

Ее папа, Анатолий Скрипов, был талантливым художником. На днях вышла из печати книга Ольги Ковалевской «Иди смело, ничего не бойся». В название вынесены слова, которые отец Маргариты Анатольевны перед смертью сказал ее мужу, художнику Геннадию Ясинскому. Дочка у отца и начинала учиться живописи. Еще совсем ребенком, когда они жили в эвакуации во время войны, смешивала краски. Потом стала рисовать сама и, как признавали все, оказалась необычайно талантливой. Папа мечтал, что она будет заниматься живописью. Однажды — это было, когда Маргарита училась в 10-м классе, — она своими руками сделала себе необыкновенно красивый восточный костюм на школьный маскарад. Сверкающие кольца были сделаны из консервных банок, а драгоценности — из стеклышек и фольги. Родители и представить себе не могли, что этот костюм напрямую связан с будущей профессией их дочери. И что, уже пройдя вступительный конкурс по специальности в Академию художеств, она заберет документы и поступит в другой вуз, чтобы стать художником-скульптором и всю жизнь посвятить куклам… 

Руками Маргариты Анатольевны сделаны сотни кукол для детских телепрограмм, фильмов и спектаклей.

Фото из архива Маргариты Скриповой-Ясинской
↑ Наверх