Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Мариинский театр «как бы падает в Крюков канал»

Тылы аварийного театра предлагают «задрапировать» ради приятных видов с крыши новой сцены, а «мост вздохов» — оставить

Французский архитектор Ксавье Фабр представил Совету по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга новую концепцию реставрации исторического здания Мариинского театра. Его предыдущий проект был утвержден еще в 2006 году, до строительства второй сцены на Крюковом канале, и был призван модернизировать театр в соответствии с мировыми стандартами систем безопасности. Теперь, после сооружения грандиозного корпуса Мариинки-2, архитектор (работающий по заказу Министерства культуры РФ) взялся за задачу сделать «более торжественным» западный фасад здания. То есть его тылы по Крюкову каналу, существовавшие еще в XIX веке и дополненные пристройками советского времени. Сейчас они, полагают, выглядят непрезентабельно. Основываясь на фотоснимки 1920-х годов, Ксавье Фабр предложил распространить на весь фасад декоративное убранство с аркадами.

Технический мост Мариинки-2 обезобразил перспективу Крюкова канала.

Что касается технического пролета, перекинутого через Крюков канал от корпуса Мариинки-2 и ошибочно упершегося в стену между окнами, архитектор предложил с ним смириться: «К сожалению, этот переход — не наш выбор, но мы должны адаптировать проект под новое положение вещей. Должна быть связь между двумя театрами, старым и новым».

Предложенное вызвало возражения членов совета: в новом проекте, по их мнению, «получается какой-то свадебный торт с сохранением уродливой конструкции, вызвавшей волнения в городе, обезобразившей перспективу и Новой Голландии, и колокольни Никольского собора».

«Концепция предусматривает разукрашивание западного фасада, потому что появилась новая точка обзора этого фасада, — высказался профессор Александр Марголис, сопредседатель Петербургского отделения ВООПИиК. — Мы что, теперь все будем подгонять под красивые виды из окон новых зданий? Куда идет градостроительное мышление? Этот мост — демонстрация полного пренебрежения к охране наследия. Я категорически против».

По мнению членов совета, озаботиться сейчас следует не декорированием тылов театра, а его спасением. Из сообщения эксперта Ирины Любаровой, главы предприятия «Каменное зодчество», они узнали о катастрофическом состоянии стен, сводов, перекрытий, лестниц. Под внешней паутинкой трещин — при снятии штукатурки — обнаруживаются сквозные.

«Всем известно, что было с театром, когда там забивали сваи, — напомнила Ирина Любарова о мегастройке Мариинки-2. — Со стороны улицы Декабристов, на углу с Крюковым каналом, треснули все маяки. Мы сделали обход по всему фасаду: здание как бы падает в Крюков канал. Корпус разваливается в стороны».

«Состояние конструкций ограниченно работоспособное, местами аварийное», — делает заключение Ирина Любарова, инженер-реставратор высшей категории.

Ирина Петровна полагает, что часть разрушений — это следствие еще военных травм: встряски здания Мариинского театра от бомбежек в годы блокады Ленинграда.

Профессор Владимир Улицкий, заведующий кафедрой «Основания и фундаменты» Петербургского государственного университета путей сообщения, считает, что трещины последних пяти лет, безусловно, вызваны сооружением Мариинки-2.

«Я знаю театр с 1965 года: в шестидесятые годы мы усиливали фундаменты от последствий бомбежек, — рассказывает профессор Улицкий. — Сейчас театр сел на 6 сантиметров. Причина: влияние огромных свай».

Историческому зданию теперь предстоит новое усиление фундаментов, с разборкой полов зрительного зала, под которыми находятся оркестровые помещения, укрепление сводов. «При реконструкции БДТ мы усилили 300 сводов, — сообщает Ирина Любарова. — Здесь их, с дефектами, не меньше. Сегодняшнее состояние Мариинского театра очень и очень плохое», — констатирует Ирина Петровна.

Проект от Минкульта членами совета одобрен не был.

↑ Наверх